Хабаровский НПЗ (входит в НК Альянс) в течение 3-х суток может полностью остановить производство.
Причина возможной остановки – майское предписание Ространснадзора о запрете перевозки сырой нефти и тёмных нефтепродуктов в вагонах-цистернах, предназначенных для транспортировки светлых нефтепродуктов.
Договор перевозок на особых условиях сырой нефти в «светлых» цистернах между РЖД и Транснефтью истёк 15 мая 2012 г.
Прекращение подвоза сырья и вывоза мазута по железной дороге приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторным топливом.
Глава пресс-службы НК Альянс А. Румянцев сообщил, что 15 мая 2012 г на Хабаровском НПЗ вынужденно была остановлена установка первичной переработки нефти. В результате объем переработки на НПЗ 16 мая сокращен более чем вдвое – с 11 до 5 тысяч тн/сутки.
Единственный канал поставки нефти на Хабаровский НПЗ – грузовыми цистернами по железнодорожным путям.
Он на сегодняшний день фактически блокирован.
Традиционно цистерны, подвозившие к НПЗ сырую нефть, после отгрузки заливались мазутом.
Иного варианта вывоза мазута с Хабаровского НПЗ не существует.
Предписание Ространснадзора сделало невозможным обе операции.
Любопытно, что Хабаровский НПЗ до сих пор не подключен к системе магистральных нефтепроводов (МНП).
Строительства только экспортных МНП оказывается недостаточным.
И эта ситуация может коренным образом изменить стратегию строительства МНП в сторону увеличения мощностей и протяженности внутрироссийских МНП.
Дело в том, что вместе со всеми "страдает" и Транснефть, у которой тоже нарушена логистика нефтяных грузов на ж/д участве ВСТО. А это 1 млн тн/мес нефти.
Серьезность положения оценили и топ-менеджеры ВИНК.
Г.Хан, например, пригрозил в письме РЖД , что ТНК-ВР "будет вынуждена снизить добычу нефти и приступить к остановке скважин. Потери, в том числе и в результате непоступления налогов в бюджет, могут составить более 150 млн долл США ежемесячно".
А пока на сегодняшний день из эксплуатации выведено около 60 тыс цистерн.
Поэтому в ближайшее время точно такие же трудности могут возникнуть у Комсомольского, Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ.
В частности, совсем недавно стало известно о недопоставке на Комсомольский НПЗ 80 тыс тонн нефти.
Да и у Московского НПЗ будут проблемы с сырьем.
Трудности по отгрузке мазута тоже не за горами.
С другой стороны, ситуация с дефицитом цистерн на руку владельцам таких ж/д цистерн.
Очевидно, что по законам рынка цены на услуги перевозок в цистернах возрастут.
1-я грузовая компания уже экстренно перебрасывает тысячи цистерн с северо-запада на Красноярскую железную дорогу.
Ужесточить требования Ространснадзор решил после ряда крупных аварий на железной дороге.
Инцидент произошел в конце января 2012 г, когда в Амурской области с рельсов сошли 7 цистерн с нефтью.
«Неправильная эксплуатации цистерн – одна из причин излома боковых рам», таков вердикт крупнейшего вагоностроительного гиганта Украины Азовмаша.
Однако после аварии 3 апреля 2012 г уже 5 апреля 2012 г Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте остановил действие сертификатов соответствия на цистерны и тележки к ним Азовобщемаш, «дочки» Азовмаша.
Любопытно, что сертификаты соответствия у российских компаний продолжают действовать.
Это позволяет надеяться, что цистерны появятся, но будут будут импортозамещенные.
Тем временем, несмотря на то, что запрет вступил в действие, условия для его соблюдения, похоже, не созданы.
Как быстро появятся российские цистерны, предсказать не берется никто.
Но то, что в ближайшее время Россию ожидает «бум» в вагоностроительной отрасли, совершенно очевидно.