USD 92.7761

+0.16

EUR 100.3651

+0.15

Brent 86.05

0

Природный газ 1.828

+0.03

10 мин
...

Интервью члена правления ОАО "Газпром" - начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Б. Будзуляка информационному агентству Neftegaz.ru 20 сентября 2001 года

Б.Будзуляк: Сегодня ОАО "Газпром" производит свыше 20% мировой и 94% российской добычи природного газа, обеспечивает газоснабжение внутренних потребителей и проводит активную политику на мировых энергетических рынках.

Интервью члена правления ОАО "Газпром" - начальника Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Б. Будзуляка информационному агентству Neftegaz.ru 20 сентября 2001 года

Источник: Газпром

Трубопроводный транспорт и подземное хранение газа, его роль в структуре ОАО "Газпром"?

Б.Будзуляк: Сегодня ОАО "Газпром" производит свыше 20% мировой и 94% российской добычи природного газа, обеспечивает газоснабжение внутренних потребителей и проводит активную политику на мировых энергетических рынках.
Трубопроводный транспорт является важнейшим и наиболее ответственным звеном в системе обеспечения природным газом внутренних и внешних потребителей.
Протяженность магистральных газопроводов в стране превысила 150 тыс. километров, транспортировка осуществляется при помощи 253 компрессорной станции общей установленной мощностью более 42,6 МВт.
Система трубопроводов Газпрома служит для транспортировки газа в основном от крупных месторождений Западной Сибири в западном направлении - в густонаселенные регионы страны, а также на основные экспортные рынки Европы и в некоторые страны бывшего СССР.Другие газопроводы берут начало на газовых месторождениях Волго-Уральского региона.
Круглосуточный контроль за транспортировкой газа осуществляется из центральной диспетчерской Компании в Москве.
В настоящее время усилия Газпрома по дальнейшему развитию своей газопроводной сети сосредоточены на реконструкции Единой системы газоснабжения, а также на реализации ряда ключевых проектов. К ним относятся, в первую очередь, строительство газопровода "Ямал - Европа", "Голубой поток". Высокая степень интеграции сети трубопроводов ОАО "Газпром", достигаемая благодаря использованию перемычек, параллельных трубопроводов и трубопроводных систем, обеспечивает надежность поставок газа газоснабжающим компаниям, зарубежным клиентам и потребителям.
Надежность газоснабжения потребителей России и экспортных поставок также гарантируется разветвленной сетью подземных хранилищ газа (ПХГ).
Компания располагает мощной системой подземных хранилищ, в том числе 22 действующих и 5 строящихся ПХГ.
Подземное хранение газа выполняет функции регулирования часовой, суточной и сезонной неравномерности газопотребления, повышения надежности экспортных поставок, долгосрочного резервирование газа.
География размещения ПХГ позволяет не только выравнивать сезонную неравномерность газопотребления, но и обеспечивать газом в зимний период отдельные районы России.
ОАО "Газпром" закачивает и хранит газ в ПХГ Украины, участвует в совместных предприятиях эксплуатирующих ПХГ на территории: Латвии (АО Латвияс газе - Инчукалинское ПХГ), Германии (ВИНГАЗ ГмбХ, ПХГ Реден), Армении (АО Армросгазпром, Абовянское ПХГ). В 1999 году к числу государств, на территориях которых хра-нится российский газ, добавилась Франция. С 1994 по 1999 годы максимальная суточная производительность подземных хранилищ (ПХГ) увеличилась с 335 до 490 млн. куб. м газа. В 2000 году максимальная суточная производительность при отборе составила 388 млн. куб. м газа. В 2000 году закачка газа в ПХГ России составила 46 млрд. м3, отбор - 39,1 млрд.м3.

Какие основные задачи стоят перед ОАО "Газпром" в области трубопроводного транспорта, подземного хранения и использования газа?

Б.Будзуляк: Основная задача - поиск путей снижения технологических затрат, повышения эффективности товарно-транспортной схемы. Создана и реализуется "Комплексная программа модернизации и реконструкции газоперекачивающих агрегатов и линейной части газопроводов". Специалистами отрасли уделяется большое внимание научно-техническому прогрессу, созданию и внедрению новых технологий и оборудования в области транспорта газа.
К решению этих задач привлечены не только отраслевые НИИ и предприятия, но также академическая наука, высшие учебные заведения, конструкторские бюро и институты смежных отраслей.
Особое значение имеет участие в этих работах предприятий оборонного комплекса, таких как: "Кировский завод", АО "Люлька-Сатурн", "Пермские моторы", Казанское и Самарское авиастроительные предприятия и другие.
Такое сотрудничество обеспечивает использование в интересах газовой промышленности высочайшего технологического потенциала, накопленного этими организациями, и позволяет создавать оборудование на уровне мировых стандартов.
На данный момент реализуется программа разработки и производства газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с КПД до 42% со стационарным, авиационным и судовым приводом.
Прошли испытания, готовы к серийному производству и поставке 14 типов ГПА мощностью от 6,3 до 25 МВт с КПД от 30 до 36%. Мы располагаем полным мощностным рядом ГПА нового класса с высокой степенью автоматизации и надежности.
В стадии изготовления или монтажа для проведения испытаний находятся еще 6 машин с КПД до 37%, в том числе для дожимных компрессорных станций и подземных хранилищ газа. Ведутся опытно-конструкторские работы по машинам мощностью 4,8 и 16 МВт. с КПД до 42%.
Массовое применение ГПА нового поколения, по своим характеристикам соответствующих мировым достижениям, позволит на 25-30% сократить потребление газа на технологические нужды, снизить выбросы окислов азота, повысить надежность транспортировки газа.
В настоящее время при ремонтных работах на линейной части газопроводов газ сбрасывается в атмосферу. Чтобы избежать таких потерь, по договору с Казанским моторо-строительным объединением развернуты работы по созданию компрессорной установки для откачки газа из ремонтируемого участка в действующую нитку.
Для повышения эффективности работы при транспортировке газа, совместно с компанией "Рургаз АГ" внедряется оптимизационный программно-технический комплекс "Симоне". Внедрение этого комплекса на всех газопроводах ОАО "Газпром" снизит энергозатраты в транспорте газа на 7 - 8%.

Единая система газоснабжения требует непрерывной диагностики для своевременного ремонта. Какими методами решается эта задача?

Б.Будзуляк: Решение задачи обеспечения высокой надежности и безопасности эксплуатации Единой системы газоснабжения в условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов может быть достигнуто только за счет перехода на выборочные методы ремонта на основе результатов технической диагностики. При этом необходимые объемы ремонтных работ и, соответственно, затраты на эти цели могут быть сокращены, как минимум, в 3 раза.
Основой технической политики ОАО "Газпром" в области поддержания проектных характеристик действующих газопроводов является создание комплексной системы диагностического обслуживания магистральных газопроводов.
Это система включает в себя:
  1. электрометрические измерения;
  2. аэрокосмический мониторинг: авиационное обследование состояния трасс, охранных полос и выявление утечек газа;
  3. проведение внутритрубной инспекции;
  4. анализ результатов обследований, оценка степени опасности выявленных дефектов и остаточного срока службы газопроводов и на этой основе оптимизация сроков выполнения ремонтных работ.
Создана комплексная система технической диагностики. Сформирована организационная структура выполнения этих работ. Созданы внутритрубные дефектоскопические комплексы четвертого поколения на диаметры 700-1400 мм. Прошли испытания два магнитных снаряда-дефектоскопа высокого разрешения для выявления стресс коррозийных повреждений.
Это позволило ежегодно обследовать дефектоскопами 11-12 тыс. км. газопроводов, а объем ежегодных обследований методом электрометрических изменений доведен до 40 тыс. км.
На участках, обследованных методом внутритрубной дефектоскопии, после проведения на них выборочного ремонта не произошла ни одной аварии, что подтверждает высокую эффективность проделанной работы.
Разработана радиолокационная мобильная лаборатория для обнаружения утечек газа, лазерно-тепловизионный комплекс для выявления утечек газа с летательных аппаратов, комплект нормативно - методических документов, в том числе по определению остаточного срока службы газопроводов.
Практический результат не замедлил сказаться. Аварийность на газопроводах составила (число аварий на 1 тыс. км/год), соответственно: 1997 г. - 0,26; 1998 г. - 0,24; 1999 г. - 0,18.

Каковы основные направления дальнейшего развития данной системы технической диагностики?

Б.Будзуляк: В ближайшие годы типоразмерный ряд снарядов-дефектоскопов будет дополнен диаметрами 300-500 мм. Будут созданы снаряды дефектоскопы нового поколения - с байпасным устройством, регулирующим скорость движения без изменения режима транспортировки газа, дефектоскопы, работающие на принципе сочетания радиографического метода и ультразвукового зондирования, что может значительно увеличить разрешение.
Еще одно направление работы - создание геоинформационной системы отслеживания технического состояния магистральных газопроводов. Эта Программа, которая осуществляется нами с Российским Космическим Агентством уже в ближайшее время позволит вести мониторинг экологической обстановки и технического состояния объектов Единой Системы Газоснабжения (ЕСГ) страны.

Какие современные технологии применяются для ремонта дефектных участков газопроводов?

Б.Будзуляк: Важным направлением является совершенствование методов ремонта. Здесь можно отметить успешную апробацию технологии так называемой "холодной сварки" с применением отечественных материалов. Только в 1999г. таким методом было ликвидировано более 40 дефектов на газопроводах, отремонтировано более 100 шаровых кранов и другое оборудование.
Надежность Единой Системы Газоснабжения в значительной степени определяется качеством применяемых при строительстве и ремонте материалов. Поэтому мы постоянно ведем работу по улучшению характеристик труб, трубных изделий, изоляционных покрытий.
Сегодня все российские заводы, производящие трубы большого диаметра, существенно повысили качество своей продукции, внедряют нанесение трехслойной полиэтиленовой изоляции, организовали 100% входной и пооперационный неразрушающий контроль материалов и сварных соединений.
В области электрохимзащиты газопроводов проводятся работы по созданию катодных станций нового поколения, оснащенных системами телемеханики и автоматического управления. Совместно с Газ де Франс организовано производство таких станций.

Какие программы существуют в ОАО "Газпром" по газификации городов и сел? Имеются ли программы газификации небольших населенных пунктов удаленных на значительное расстояние, строительство газопроводов, до которых не рентабельно?

Б.Будзуляк: Как показывает практика, строительство газопроводов-отводов к отдельным населенным пунктам не всегда эффективно. В качестве альтернативы нашими предприятиями создана оригинальная технология сжижения природного газа. В Лентрансгазе и Уралтрансгазе построены и эксплуатируются опытно-промышленные установки по производству сжиженного природного газа с использованием дроссель-эффекта на ГРС и АГНКС.
Сжиженный газ можно развозить потребителям в криогенных автоцистернах, затем регазифицировать и использовать как обычный природный газ. Использование СПГ (сжиженного природного газа) является на данный момент наиболее перспективным направлением нашей работы, которое очень широко используется в мире.

Какие информационные технологии применяются для управления газовой отраслью, как единым комплексом?

Б.Будзуляк: Все объекты ОАО "Гапром" - предприятия по добыче, транспортировке, переработке, подземному хранению газа, разбросанные на огромной территории страны, объединены в единый производственный комплекс. Управление таким комплексом, поддержание жесткого технологического режима, абсолютно невозможны без создания единой и надежной сети связи отрасли. Система связи отрасли - одна из крупнейших корпоративных сетей России. Сегодня мы располагаем цифровой системой связи на уровне лучших мировых образцов.
В настоящее время разработали и выполняем Программу технического перевооружения и развития своих телекоммуникационных сетей.
Несмотря на острый дефицит финансовых ресурсов, реконструкция сети связи является одной из приоритетных задач и будет выполняться как за счет централизованных источников ОАО "Газпром", так и путем привлечения средств от коммерческого использования сети связи.
В рамках этой Программы реализуется ряд крупных международных телекоммуникационных проектов. Один из них - сторительство волоконно-оптических линий связи (Москва - Берлин, Москва - Анкара) вдоль трассы газопроводов "Ямал - Европа" и "Голубой поток", которые позволят полностью обеспечить потребности газопроводов в технологической связи. Вместе с тем, прокладываемый волоконно-оптический кабель имеет заведомо большую пропускную способность, чем требуется для нужд технологической связи. Поэтому использование свободных мощностей даст возможность обеспечить потребности населения и предприятий стран-участников строительства газопроводов в современных условиях связи, а также получить дополнительную финансовую прибыль. В планах выполнение целого ряда подобных проектов, которые позволят создать современные международные коммуникационные магистрали и ускорить экономическую интеграцию стран СНГ, Европы и Азии.
Одним из важнейших направлений модернизации Ведомственной сети связи является развитие системы спутниковой связи и вещания "Ямал", которая уже сейчас удовлетворяет не только производственные потребности, но и социальные нужды работников газовой промышленности и других абонентов в России и за рубежом. В 1999 году был запущен спутник "Ямал-100", который позволил значительно улучшить качество предоставляемых услуг технологической связи для Газпрома, обеспечить современными цифровыми услугами сторонних потребителей и предоставить новые возможности для передачи цифровых телевизионных каналов в России.
В настоящее время в рамках государственного заказа нами начато выполнение программы запуска четырех геостационарных спутников для федеральной системы фиксированной связи "Ямал-200" и "Ямал-300".
Развитие Ведомственной сети связи на основе современных технологий и реализация новых проектов позволили значительно повысить качество и надежность технологической связи, а также сохранить одно из ведущих мест в ряду крупных телекоммуникационных сетей нашей страны.

Научно-технический прогресс сегодня невозможен без использования передового зарубежного опыта?

Б.Будзуляк: Я уже упоминал о совместной работе с Рургаз АГ по внедрению оптимизационного комплекса "Симоне" и об организации производства станций катодной защиты вместе с Газ де Франс
Хочу привести еще один пример успешного международного научно-технического сотрудничества. В процессе проектирования и строительство газопровода "Ямал-Европа" постоянно проводились консультации со специалистами Винтерсхалл АГ по вопросам выбора технологических параметров газопровода и компрессорных станций, автоматизированного управления, применение оптико-волоконной системы связи, методам испытаний газопровода и др. Взаимный обмен информацией способствовал достижению высоких технико-экономических показателей этого объекта.
Хочу сказать о реализации самого уникального инвестиционного проекта в истории Газпрома, строительстве магистрального газопровода "Голубой поток". По этому газопроводу планируется поставка российского газа в Турцию в объеме 16 млрд.м3 в год. Уникальность его заключается в том, что трасса будет проходить по дну Черного моря на глубине более 2 тыс. метров. Мировая практика подобного опыта не имеет. Специалисты называют строительство газопровода достойным завершением XX века.

Как Вы оцениваете надежность Единой Системы Газоснабжения России?

Б.Будзуляк: В последние годы вопросы надежности Единой системы газоснабжения России были предметом анализа авторитетных международных групп экспертов. Результаты этих работ убедительно подтверждают высокий уровень безопасности и надежности российской газовой системы.
Однако мы прекрасно осознаем, что жизнь не стоит на месте. То, что было предметом гордости сегодня, завтра безнадежно стареет. Вот почему мы нацеливаем наши производственные подразделения на постоянный поиск передовых научно-технических решений.