Отношения эти строятся на том
основании, что газа в стране очень много.
О нем все знают, но никто его не видел. Если верить информации,
которую старательно доносят туркменские СМИ, запасы газа в стране
таковы, что могут поспорить с газпромовскими. На таких слухах и
держится уверенность Европы, что ей удастся переломить зависимость
от российского газа и вера Украины в том, что цена на газ может
быть небольшой (по причине очень низкой себестоимости добычи
среднеазиатского газа). На наш взгляд, Европе и Украине проще сразу
же обращаться к услугам Канады (второй в мире экспортер природного
газа), потому что шансов получить дешевое топливо из Туркмении
столько же, сколько получить аналогичный объем газа за аналогичные
деньги из Северной Америки.
Основных причин этому несколько:
- проблемы с транспортировкой
- недоказанные запасы
Начнем по порядку:
,Положение Туркменистана на
карте мира таково, что стране самой никак не дотянуться до
покупателей - окружают ее страны, которые могут производить газ
сами. В такой ситуации единственным вариантом получения прибыли
является использование уже готовых трубопроводов, либо протягивание
своих. Здесь и начинаются основные трудности. Единственный
существующий трубопровод, которым может воспользоваться Туркмения
проходит через территорию России - трубопровод «Средняя Азия -
Центр». Был он построен еще в Советском Союзе и состоял из пяти
ниток, а его потенциальная мощность равнялась тогда 80 млрд.
кубометров. Сейчас его пропускная способность снизилась и
составляет порядка 50 млрд. кубометров. После распада страны,
"Газпром" решил пускать более дешевый среднеазиатский газ на
экспорт в страны бывшего СССР по одной простой причине - именно
бывшие республики были неплатежеспособны, поэтому потери от такого
дешевого газа были гораздо меньше. Российский, более дорогой газ,
"Газпром" продавал в Европу. Эта схема сохраняется до сих пор, так
как ни Украина, ни Белоруссия, ни Молдавия не могу платить
действительно европейскую цену. Пользуясь своим положением
монополиста, "Газпром" мог диктовать свои правила Ниязову, с чем
лидеру Туркменистана приходилось мириться. По сути, сейчас ситуация
на российском направлении для Туркмении остается прежней -
"Газпром" продолжает платить Туркмении более низкую цену, чем той
могут предложить в Европе. Правда, до Европы нужно еще
добраться.
,Другой вариант - это
строительство новых трубопроводов, которые должны соединить страну
с перспективными направлениями. По сути, направления эти должны
касаться тех стран, которые могут оплатить поставки газа. Это
Индия. Китай и страны Европы. Заметим, что, говоря "строительство",
мы не имеем ввиду, что строить будет сама страна. Деньги на трубу
всегда найдутся у тех стран, которые заинтересованы в ресурсах,
особенно, если они не имеют российской прописки.
Эти трубопроводы тоже можно условно разделить на "реальные" и
"нереальные". Заметим, что, чаще всего, перевести статус
трубопровода из "реального" в "нереальный" и наоборот можно с
помощью политической воли.
Наиболее оптимистично для страны смотрится план поставок газа в
Китай. 30 млрд. кубометров газа должны будут поступать с 2009 года
по трубопроводу в КНР. Это соглашение предусматривает срок
окончания строительства в 2009 году. Где пройдет эта труба, пока
полной ясности нет. Соглашением предполагается, что газ пойдет с
тех туркменских месторождений, где уже много лет ведут разведку
газовщики из Китая. Но и здесь есть ряд условностей. Первое - это,
мягко говоря, неопределенные требования экономики покупателя.
Складывается впечатление, что Поднебесная и сама не уверена,
сколько ей нужно газа и поэтому старается заручиться поставками на
будущее. А нет острой необходимости - есть возможность снизить цены
на газ. Во-вторых, это то, что самого газа пока нет. Месторождения
еще нужно будет разработать. "Для обеспечения сырьевой базы
газопровода Туркменистан-Китай стороны согласились совместно
заниматься разведкой и разработкой на всех месторождениях и
площадях правобережья реки Амударьи на условиях Соглашения о
разделе продукции". Чуть ниже мы поговорим о том, что подразумевают
под экспортными возможностями в самом Туркменистане, и что об этом
думают в мире. Ну и третий фактор неопределенности - география.
Общей границы у Туркмении с Китаем нет. Более того, путь
предполагаемого газопровода должен пройти по территории либо сразу
двух стран (из четырех - Казахстана, Киргизии, Таджикистана и
Узбекистана), либо одной, но это будет Афганистан. Афганистан
отпадает сразу - как по соображения безопасности, так и по
соображениям экономической целесообразности - строить придется в
горных районах, что будет гораздо дороже. Да и тянуть трубу через
две страны - удовольствие не из дешевых. Сама Туркмения такой
проект не потянет, а Китай, скорее всего, затребует приличную
скидку за вложение средств в трубу. Может получится, что при такой
цене, продавать газ России будет выгоднее.
,Теперь поговорим о менее
удачливых собратьях трубопровода в Китай.
Во-первых, это так называемый Трансафганский трубопровод.
Правительство страны предлагало проложить трубу из южного
Туркменистана через территорию Афганистана в Пакистан и дальше к
индустриальным центрам в районе Индийского океана либо в Индию.
Планировалось, что финансовую сторону вопроса на себя возьмут
американские и индийские компании, а по трубе будет идти 30 млрд
кубометров газа, что сопоставимо с теми объемами, которые сейчас
обещает "Набукко". Учитывая, что индийской промышленности
необходимы дополнительные объемы газа в связи с ростом металлургии
электроэнергетики, проект выглядел очень перспективным. Но есть
одно но - это страна Афганистан. Сейчас риски по-прежнему велики -
так, даже претенденты на пост президента США не могут сказать, кто
сейчас является реальной силой в стране. Старт проект был
запланирован на 2006 год, но воз, как говориться, и ныне там.
Отбросив это направление, посмотрим на европейское - чтобы дойти до
Европы, минуя Россию, туркменский газ должен был пройти через
территорию Ирана в Турцию, а уже оттуда в страны ЕС. Этот проект
представлялся более перспективным - он включал в себя интересы
Ирана, который сам мог экспортировать газ по этой трубе, а также
Турции, которая стремится стать крупнейшей транзитной страной в
мире. Традиционно вмешалась политика - отношения США с Тегераном
осложнились, и американские компании, которые снова рвались помочь
Европе избавиться от зависимости от российского газа, вышли из
проекта. Помимо этого они начали навязывать своим партнерам запрет
на инвестиции в иранскую нефтегазовую отрасль, в результате чего
сейчас говорить о строительстве этого трубопровода мешает политика.
Скорее всего, путь в Иран закрыт для туркменского газа надолго.
,Другим вариантом прокладки
трубы в Европу являются многочисленные вариации с участием
Каспийского моря - это и по дну моря через Азербайджан, Грузию,
Турцию и далее в Европу, а также подводный трубопровод, который
должен миновать азербайджанскую часть Каспия. Первый вариант более
известен под названием "Транскаспийский трубопровод" и долгое время
считался самым выполнимым - финансируя эту трубу, США и Европа
добивались увеличения своего влияния в среднеазиатском регионе, что
было им только на руку. Не секрет, что Госдепартамент США объявил
среднеазиатские республики бывшего СССР сферой интересов своей
страны. Все варианты были заморожены из-за того, что страны не
смогли договориться о разделе Каспия. Когда Азербайджан осознал то,
что газ с его собственного месторождения Шах-Дениз может быть
конкурентоспособен в Европе, он запросил у Ашхабада 15 млрд
кубометров газа в год в этой трубе - ровно половину от
запланированного объема прокачки. Сыграл свою роль и тот фактор,
что на неразграниченных участках Каспия есть перспективные
месторождения, которые хотят получить обе стороны. Из-за этого
данный проект, по сути, был заморожен. Из-за этого, по сути,
страдает и проект "Набукко", который не может гарантировать того,
что у него появится туркменский газ по причине все тех же
противоречий между странами, а также по причине, речь о которой
пойдет ниже.
,Лихая газовая дипломатия
Сапурмурата Ниязова привела к тому, что по плану Туркменистан
должен был продавать газ всем подряд - России, Китаю, Украине,
Европе. Сейчас Туркменистан добывает восемьдесят миллиардов
кубометров. Простая арифметика показывает, что эти 80 млрд -
песчинка в море контрактов, которые так поспешно были заключены
Туркменией. Судите сами:
- порядка 45-50 млрд забирает Россия по договору, который был
подписал еще при Сапурмурате Ниязове и подтвержден нынешними
властями страны.
- 8 млрд кубометров газа было поставлено в Иран, который планирует
увеличить эти закупки до 14 млрд.
- Ориентируясь на китайской направление, нам видна цифра 30 млрд
кубометров
- Добавим к этому возможные 30 млрд кубометров по поставке по
"Транскаспийскому" и столько же по планируемому трубопроводу в
Индию. Да, эти объемы будут востребованы только в том случае, если
газопроводы будут построены, но факт остается фактом - идея новых
путей обхода России будоражит власти США, Европы и Туркмении,
которые не дадут забыть об этих направлениях экспорта. Про
"Набукко" вспоминать даже не будем. Получается, что Туркменистану
необходимо наращивать добычу газа до 170-190 млрд кубометров,
учитывая и собственное потребление. Сможет ли гарантировать страна
такие объемы?
Судя по заявлениям руководства страны, Туркмения обладает настолько
громадными запасами газа, что может обеспечить ими весь мир.
С.Ниязов утверждал, что в течение 250 лет запасов туркменского газа
достаточно, чтобы экспортировать по 150 млрд. кубометров газа в
год, что означает 37 трлн кубометров газа на разведанных(!)
месторождениях. Примеров особого среднеазиатского счета запасов
предостаточно - так, после заключения контракта с Китаем, Ашхабад
заявил, что в Туркменистане было открыто новое месторождение -
Южный Юатань - и его запасы якобы в три раза превосходят запасы
Штокманского месторождения, которое тоже считается суперкрупным.
Сначала было объявлено, что его запасы составляют 1,5 трлн.
кубометров газа, а потом - через три недели - цифра выросла до 7
трлн. кубометров. Такая вот нефтегазовая фантастика в духе сурового
соцреализма.
,Определенную интригу этому
добавляет сам Туркменистан, ведь страна долгое время отказывалась
допустить до аудита своих месторождений иностранных оценщиков. На
сегодняшний момент говорится о том, что приблизительные запасы газа
в стране колеблются в районе 2,1 трлн кубометров до 2,4 трлн.
Сведения туркменских властей определенности не добавляют - от
фантастических цифр Ниязова до 2,8 трлн. В любом случае, если
Туркмения вдруг сможет увеличить добычу газа и сразу же построить
хотя бы основные трубопроводы, то при поставках в 100 млрд
кубометров, страна сможет продержаться на своем потенциале не более
20 лет, а только на 25 лет был заключен договор с "Газпромом" и на
30 лет с Китаем. Нынешним руководством не озвучена и планируемая
добыча газа на ближайшие годы. По официальным данным, к 2010 г. она
составит 120, а к 2030 - 250 млрд. куб. м. Однако независимые
специалисты уверены, что к 2010 г. добыча останется практически на
том же уровне, и лишь к 2030 г., возможно, достигнет 120 млрд.
куб.м. Кстати, в 2006 г. рост добычи газа в республике составил
всего 1 процент.
В такой ситуации остается только позавидовать властям страны,
которые могут убедить всех инвесторов и покупателей, что в
Туркменистане достаточно газа для продажи практически в любую точку
мира. В такой ситуации, не исключено, что Туркмении придется
перебрасывать транспортные потоки с одного направления на другое.
Отвлекаясь от эмоций, можно сказать, что Европе рассчитывать на
Туркмению пока рано. Причин этому несколько:
, - недоказанность наличия
газовых ресурсов
- небольшой рост темпов освоения существующих месторождений
- большие политические риски для трубопроводов
- заключенные контракты с "Газпромом" и Китаем, которые смогут
убедить руководство страны продавать газ именно им
- наличие "Газпрома" и России, как наиболее привычного партнера (не
забывайте про менталитет и связи)
- нежелание инвесторов идти в страну из-за признаков тоталитарного
государства в его управлении.
Получается, что если даже туркменский газ и придет в Европу, то для
этого понадобятся громадные средства (как на строительство
трубопроводов, каждый из которых оценивается минимум в $5 млрд, а
также для разработки новых месторождений) и ряд важных политических
решений, которые никак не могут быть приняты уже несколько лет. Все
это откладывает выход страны на газовую арену мира на семь-десять
лет, в ходе которых будет построен как "Северный", так и "Южный"
потоки, а также выведено на полную мощь Штокмановское и
Бованенковское месторождения в России. Не будем забывать и о том,
что реальную альтернативу туркменскому газу в это период может
составить Иран, если сможет преодолеть свои противоречия со
странами Европы и США.
В итоге, туркменский газ будет интересен только Китаю и России,
ведь потребности Европы значительно вырастут, чтобы обращать
внимание на 10-30 млрд кубометров (мы уже посмотрели, какими
темпами и какой ценой будет расти добыча газа). В итоге, этот же
объем будет гораздо проще и спокойнее перевезти из Канады, которая
как раз начинает ряд глобальных проектов по производству СПГ.