USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 74.49

+0.15

Природный газ 3.377

+0.01

4908

Постановление ГД ФС РФ от 15.09.1999 N 4285-II ГД

О проекте Федерального закона (ФЗ) О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ)

Постановление ГД ФС РФ от 15.09.1999 N 4285-II ГД

О проекте Федерального закона РФ «О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы»

Текст документа по состоянию на июль 2011 г

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально - сырьевой базы", внесенный депутатами Государственной Думы А.Т. Морозовым, З.А. Корниловой, В.Г. Степанковым, А.Н. Лоторевым, М.К. Глубоковским, В.С. Савчук, А.А. Турусиным.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

Проект
21 июня 1999 года

Вносится депутатами Государственной Думы

МОРОЗОВЫМ А.Т., КОРНИЛОВОЙ З.А.,СТЕПАНКОВЫМ В.Г.,

ЛОТОРЕВЫМ А.Н., ГЛУБОКОВСКИМ М.К., САВЧУК В.С., ТУРУСИНЫМ А.А.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы образования государственных федерального и территориальных целевых бюджетных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы, источники поступления средств, их назначения, контроль и порядок использования.

Статья 1. Основные термины и определения

1. Государственная федеральная ЦЕЛЕВАЯ <*> программа геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы (далее - федеральная программа) и государственные территориальные ЦЕЛЕВЫЕ <*> программы геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы (далее - территориальные программы) - совокупность геолого - разведочных и сопутствующих им работ, выполняемых на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе, в Мировом океане и Антарктиде для геологического изучения недр и обеспечения потребностей страны в минеральном сырье и других ресурсах.

--------------------------------

<*> Текст жирным шрифтом - замечания и предложения, учтенные к 1-му чтению.

2. Воспроизводство минерально - сырьевой базы - реализация государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых.

3. Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы - уплачиваемая в бюджет, необходимая для финансирования государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы, часть стоимости ПЕРВОГО ТОВАРНОГО ПРОДУКТА, ПОЛУЧЕННОГО и реализованного ИЗ ФАКТИЧЕСКИ добытых ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ВЫЯВЛЕННЫХ И ОЦЕНЕННЫХ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

4. Государственный федеральный целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы (далее - федеральный фонд) - совокупность денежных средств в федеральном бюджете, с целевым назначением для финансирования мероприятий Государственной программы геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы.

5. Государственные территориальные целевые бюджетные фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы (далее - территориальные фонды) - совокупность целевых денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, предназначенных для финансирования мероприятий государственных территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы.

Статья 2. Федеральная программа и территориальная программа

1. Федеральная программа МОЖЕТ включать:

1) геолого - съемочные, геофизические и иные виды работ, носящие региональный характер и имеющие общегосударственное значение;

2) все виды работ по геологическому изучению недр территориального моря, континентального шельфа, Мирового океана и Антарктиды;

3) поиски, оценку И, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, РАЗВЕДКУ месторождений углеводородов, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных стратегических и остродефицитных полезных ископаемых;

4) научно - исследовательские, опытно - конструкторские и иные работы, обеспечивающие выполнение государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы;

5) мероприятия по обеспечению управления государственным фондом недр, его охраны и рационального использования;

6) ПОИСКИ И ОЦЕНКУ И, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, РАЗВЕДКУ БАЛЬНЕОЛОГИЧЕСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ, ЛЕЧЕБНЫЕ ГРЯЗИ И ДР.) И НЕТРАДИЦИОННЫХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ (ТЕРМАЛЬНЫЕ ВОДЫ И ДР.).

2. Федеральная программа на перспективу до 5 лет разрабатывается федеральным органом управления государственным фондом недр с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Работы по федеральной программе, проводимые на территории субъектов Российской Федерации, должны быть согласованы с органами ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В состав федеральной программы могут включаться работы, относящиеся к территориальным программам.

Федеральная программа утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Территориальные программы МОГУТ включать:

1) поиски, оценку И, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, РАЗВЕДКУ месторождений полезных ископаемых, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей данного субъекта Российской Федерации;

2) поиски, оценку И, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, РАЗВЕДКУ месторождений полезных ископаемых в районе действующих горнодобывающих предприятий для восполнения их минерально - сырьевой базы;

3) поиски, оценку И, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ, РАЗВЕДКУ месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных пресных вод;

4) МОНИТОРИНГ, охрану и рациональное использование недр, охрану окружающей природной среды при пользовании недрами;

5) ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

4. Территориальные программы на перспективу до 5 лет разрабатываются органами ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти субъектов Российской Федерации СОВМЕСТНО С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФОНДОМ НЕДР. Они должны быть согласованы с федеральным органом управления государственным фондом недр для увязки по направлениям и видам работ с федеральной программой.

В состав территориальных программ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ могут включаться работы, относящиеся к федеральной программе.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ОЧЕРЕДНОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФОНДОМ НЕДР.

Территориальная программа утверждается в порядке, установленном законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Порядок образования федерального фонда и территориальных фондов

1. Федеральный фонд образуется на основании Закона Российской Федерации "О недрах" и настоящего Федерального закона.

2. В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОГУТ образовываться территориальные фонды субъектов Российской Федерации.

3. Два и более субъектов Российской Федерации могут создать один общий региональный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы.

Статья 4. Источники образования федерального фонда и территориальных фондов

1. Источниками образования Федерального фонда и территориальных фондов являются:

1) отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

2) плата за информацию о недрах и средства от реализации горных выработок и иного горного имущества, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ;

3) средства от возмещения ущерба, нанесенного в результате нарушений законодательства о недрах;

4) поступления от штрафов за правонарушения в области использования и охраны недр;

5) средства от добровольных взносов юридических и физических лиц;

6) иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Средства федерального ФОНДА и территориальных фондов, не использованные в отчетном финансовом году, зачисляются в доходы фондов при их формировании на следующий финансовый год.

Статья 5. Ставки отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы

Ставка отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы - количественный показатель части стоимости минерального сырья для каждого вида или нескольких видов полезных ископаемых. Ставки являются едиными для всех пользователей недр, ведущих добычу данного вида или нескольких видов полезных ископаемых, и устанавливаются Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы".

Статья 6. Формирование доходов федерального фонда

1. Доходы федерального фонда формируются за счет средств:

а) не менее 70 процентов отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, указанных в ПОДпункте 1) ПУНКТА первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в ПОДпунктах 2), 3) и 4) ПУНКТА первого статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр территории Российской Федерации (за исключением общераспространенных полезных ископаемых и приравненных к ним подземных вод);

б) 100 процентов отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, указанных в ПОДпункте 1) ПУНКТА первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в ПОДпунктах 2), 3) и 4) ПУНКТА первого статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр континентального шельфа Российской Федерации;

в) добровольных взносов юридических и физических лиц, указанных в ПОДпункте 5) ПУНКТА первого статьи 4 настоящего Закона, и иных поступлений, указанных в ПОДпункте 6) ПУНКТА первого статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с условиями их внесения.

2. Средства федерального фонда на условиях государственного заказа (контракта) направляются государственным или иным геологическим предприятиям для выполнения работ федеральной программы геологического изучения недр.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ горнодобывающих предприятий, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЗАЧИСЛЕНИЮ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД, могут оставляться этим предприятиям в порядке ЗАЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ средств для выполнения на условиях государственного заказа (контракта) заданий федеральной программы.

Решение о ЗАЧЕТЕ указанных ДЕНЕЖНЫХ средств горнодобывающим предприятиям принимается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с иными ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ КОМПЕТЕНЦИЕЙ и органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на основании выполнения ФЕДЕРАЛЬНОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ программ данным предприятием за предшествующий период.

Статья 7. Формирование доходов территориальных фондов

1. В доходы территориальных фондов НАПРАВЛЯЮТСЯ:

а) до 30 процентов отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, указанных в ПОДпункте 1) ПУНКТА первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в ПОДпунктах 2), 3) и 4) ПУНКТА первого статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр территории Российской Федерации (за исключением общераспространенных полезных ископаемых и приравненных к ним подземных вод);

б) 100 процентов отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, указанных в ПОДпункте 1) ПУНКТА первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в ПОДпунктах 2), 3) И 4) ПУНКТА первого статьи 4 настоящего Закона, взимаемых за общераспространенные полезные ископаемые и приравненные к ним подземные воды на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) ИНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. Средства территориальных фондов направляются по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр государственным или иным геологическим предприятиям для выполнения работ СООТВЕТСТВУЮЩИХ территориальных программ.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ горнодобывающих предприятий, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЗАЧИСЛЕНИЮ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД, могут оставляться этим предприятиям в порядке ЗАЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ средств для выполнения на условиях государственного заказа (контракта) заданий территориальной программы.

Решение о ЗАЧЕТЕ указанных ДЕНЕЖНЫХ средств горнодобывающим предприятиям принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр на основании выполнения ФЕДЕРАЛЬНОЙ и территориальной программ геологического изучения недр данным предприятием за предшествующий период.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДОМ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ФОНДОМ, УКАЗАННОЕ В ПОДПУНКТЕ А) ПУНКТА 1 СТАТЬИ 6 И В ПОДПУНКТЕ А) ПУНКТА 1 СТАТЬИ 7, В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНО ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СОВМЕСТНО С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДОМ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ФОНДОМ НА ОЧЕРЕДНОЙ ГОД УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА ОЧЕРЕДНОЙ ГОД.

Статья 8. Использование средств федерального фонда и территориальных фондов

1. Средства федерального фонда используются только для финансирования следующих видов работ, включаемых в федеральную программу:

1) региональные геологические, геофизические, геохимические, гидрогеологические, инженерно - геологические, геоэкологические и иные региональные исследования (съемки), проходка сверхглубоких и параметрических скважин, мониторинг и охрана геологической среды, воспроизводство и охрана запасов пресных подземных, минеральных и термальных вод;

2) поиски и оценка месторождений полезных ископаемых, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕХНОГЕННЫХ, изучение технологических свойств полезных ископаемых, горно - геологических И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ условий их добычи, геолого - экономическая оценка ресурсов недр;

3) РАЗВЕДКА ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ОСТРОДЕФИЦИТНЫХ ВИДОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И (ИЛИ) ОБОРОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

4) научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектные работы, связанные с геологическим изучением недр и воспроизводством минерально - сырьевой базы, их информационным обеспечением, а также мероприятия научно - технической пропаганды;

5) модернизация и техническое перевооружение геолого - разведочного производства, включая производство, приобретение, в том числе на лизинговой основе, специальной техники, включая морские суда и иные транспортные средства, приборов и аппаратуры;

6) охрана и рациональное использование недр, ликвидация или консервация горных выработок и рекультивация земель, ликвидация последствий геологических осложнений, стихийных бедствий, аварийных ситуаций, содержание военизированных горноспасательных частей и другие мероприятия;

7) ИНЖЕНЕРНО - ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР С ЦЕЛЬЮ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ РАДИОАКТИВНЫХ;

8) обустройство и ликвидация геологических баз (поселков), строительство, ремонт и реконструкция зданий, сооружений, включая коммуникации и объекты социальной сферы;

9) управление государственным фондом недр, обеспечение службы государственного геологического контроля и экспертизы, ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, содержание федерального и территориальных фондов геологической информации, контрольно - ревизионной службы, учебных заведений;

10) выплата РАЗОВЫХ И РЕГУЛЯРНЫХ вознаграждений за разведку и открытие месторождений полезных ископаемых в объеме 0,5 - 1,5 процентов от сумм средств ФЕДЕРАЛЬНОГО фонда;

11) РЕШЕНИЕ ИНЫХ ВОПРОСОВ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ВОСПРОИЗВОДСТВОМ МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ.

2. Средства территориальных фондов используются только для финансирования видов работ, соответствующих части первой настоящей статьи, а также для иных видов работ, установленных законами субъектов Российской Федерации, включаемых в территориальные программы.

Статья 9. Государственная собственность на геологическую информацию и горное имущество

1. Геологическая информация о недрах, полученная за счет средств федерального ФОНДА и территориальных фондов, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.

Порядок и условия хранения и использования указанной геологической информации устанавливаются законодательством Российской Федерации о недрах.

2. Горные выработки (скважины, шахты, карьеры и др.), здания, сооружения, оборудование и иное недвижимое имущество (ГОРНОЕ ИМУЩЕСТВО), сооруженные или приобретенные за счет средств федерального ФОНДА и территориальных фондов, являются государственной собственностью, если иное не установлено условиями государственного заказа (контракта).

Указанное имущество, находящееся в государственной собственности, может передаваться в собственность пользователям недр и иным лицам посредством выкупа их у государства по остаточной стоимости с зачислением вырученных средств в соответствующие ФЕДЕРАЛЬНЫЙ фонд или ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД.

Статья 10. Принятие бюджетов федерального фонда и территориальных фондов

1. Проект доходов и расходов федерального фонда на предстоящий финансовый год разрабатывается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти и включается ОТДЕЛЬНОЙ СТАТЬЕЙ в проект федерального бюджета на предстоящий год.

Часть средств федерального фонда может быть направлена на финансирование территориальных программ.

2. Бюджет федерального фонда с распределением расходов по разделам федеральной программы на предстоящий год принимаются федеральным законом о федеральном бюджете на предстоящий год в порядке, установленном федеральным законом о рассмотрении и принятии федерального бюджета.

3. Бюджеты территориальных фондов с распределением расходов по разделам СООТВЕТСТВУЮЩИХ территориальных программ на предстоящий год принимаются законами субъектов Российской Федерации об их бюджетах на предстоящий год.

Часть средств территориального фонда ПО СОГЛАСОВАНИЮ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ может быть направлена на финансирование федеральной программы по участкам недр, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 11. Управление средствами федерального фонда и территориальных фондов

1. Управление средствами федерального фонда осуществляет федеральный орган управления государственным фондом недр.

2. Средства, зачисляемые в федеральный фонд, аккумулируются на специальных счетах по учету доходов федерального бюджета, открытых органам федерального казначейства.

3. Управление средствами территориальных фондов осуществляют СОВМЕСТНО органы ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Инструкции о порядке образования и расходования средств федерального ФОНДА территориальных фондов принимаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Статья 12. Контроль за использованием средств федерального фонда и территориальных фондов

1. Контроль за использованием средств федерального фонда осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр, а также другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти субъектов Российской Федерации.

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД РАССМАТРИВАЕТ И ПРИНИМАЕТ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. Контроль за использованием средств территориальных фондов осуществляют органы ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

ОТЧЕТЫ ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ В СОСТАВЕ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД РАССМАТРИВАЮТ И ПРИНИМАЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

3. Федеральный орган управления государственным фондом недр обеспечивает ежегодную публикацию в федеральных средствах массовой информации отчет об использовании денежных средств федерального фонда по разделам федеральной программы.

Органы ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти субъектов Российской Федерации обеспечивают ежегодные публикации в региональных средствах массовой информации отчеты об использовании денежных средств территориальных фондов по разделам территориальных программ.

СТАТЬЯ 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ

1. За неуплату отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы пользователи участков недр несут ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. За нецелевое использование средств федерального ФОНДА и территориальных фондов, выразившееся в использовании их на цели, не соответствующие УСЛОВИЯМ ПОЛУЧЕНИЯ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ УТВЕРЖДЕННЫМ БЮДЖЕТОМ, БЮДЖЕТНОЙ РОСПИСЬЮ, УВЕДОМЛЕНИЕМ О БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЯХ, СМЕТОЙ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ по разделам федеральной ПРОГРАММЫ и территориальных программ ЛИБО ИНЫМ ПРАВОВЫМ ОСНОВАНИЕМ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ, ВЛЕЧЕТ НАЛОЖЕНИЕ ШТРАФОВ НА допустивших это должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов ГОСУДАРСТВЕННОЙ власти субъектов Российской Федерации, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С КОДЕКСОМ РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, А ПРИ НАЛИЧИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

3. За нецелевое использование средств федерального ФОНДА и территориальных фондов, выразившееся в использовании их на цели, не соответствующие государственным заказам (контрактам) по объектам федеральной ПРОГРАММЫ и территориальных программ, получившие их пользователи недр несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

4. Использованные не по целевому назначению средства федерального фонда ПОДЛЕЖАТ ИЗЪЯТИЮ в бесспорном порядке и направлению в федеральный фонд в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Использованные не по целевому назначению средства территориальных фондов ПОДЛЕЖАТ ИЗЪЯТИЮ в бесспорном порядке и направлению в соответствующие территориальные фонды в порядке, устанавливаемом законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. СТАТЬЯ 44 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕДРАХ" ДЕЙСТВУЕТ В ЧАСТИ, НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩЕЙ НАСТОЯЩЕМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ.

3. Предложить Президенту Российской Федерации привести принятые им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Поручить Правительству Российской Федерации привести принятые им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ"

(вносится депутатами Госдумы Морозовым А.Т., Корниловой З.А., Степанковым В.Г., Лоторевым А.Н., Глубоковским М.К., Савчук В.С., Турусиным А.А.)

Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы Российской Федерации создан 1 января 1994 года ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РФ от 14.05.93 N 4968-1 и регулируется в настоящее время статьей 44 Закона РФ "О НЕДРАХ" (1992, 1995 гг.), Федеральным законом "О СТАВКАХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ" (1996 г.), ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 2 августа 1997 г. N 986, а также Законом "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 1999 ГОД".

Законопроект разработан в соответствии с пунктом 6 Постановления Государственной Думы "О принятии в третьем чтении проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год".

Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ) взимаются с горнодобывающих предприятий более 40 лет и до 1993 года были известны как отчисления на геолого - разведочные работы (отчисления на ГРР), учитываемые в госбюджете отдельной строкой.

Необходимость принятия данного Закона обусловлена, прежде всего, значительным отставанием прироста запасов полезных ископаемых (поисков и разведки) по отношению к объемам их добычи, что происходит вследствие нецелевого использования средств фонда как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

По сути идет проедание созданной в советский период минерально - сырьевой базы без ее должного восполнения. Ситуация осложняется распадом единого минерально - сырьевого комплекса СССР, когда месторождения полезных ископаемых, предприятия по их переработке и потребители оказались в разных странах. Бывшее у России в достатке минеральное сырье вдруг стало дефицитным, требующим поисков, разведки и разработки на своей территории.

При принятии в 1992 году Закона РФ "О недрах" в нем был реализован принцип ограничения участия государства только съемкой, поисками и оценкой (предварительной разведкой) выявленных запасов полезных ископаемых, а разведка (детальная - для проектирования и строительства горного предприятия) предоставлена горнодобывающим предприятиям. Это позволило снизить бремя государственных расходов на геолого - разведочные работы, ранее на десятки лет буквально закапываемые в недра.

Предполагалось, что горнодобывающие предприятия будут вкладывать собственные и иные негосударственные средства не только в добычу и разведку полезных ископаемых, но и в поиски новых месторождений. Однако данные надежды не оправдались. Даже напротив, государственные средства для съемки, поисков и оценки, оставляемые в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного ведения ими поисково - оценочных работ, стали использоваться для разведки (детальной и эксплуатационной) или в лучшем случае для доразведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых.

Проверка фонда, проведенная Счетной палатой РФ по итогам 1997 - 1998 годов, выявила многочисленные нарушения, в том числе со стороны Министерства финансов РФ по использованию более 50% средств на другие цели, а также Министерства природных ресурсов РФ по нецелевому (до 10%) или неэффективному (до 50%) использованию полученных от Минфина средств.

Основная цель Закона - регламентация целевого использования средств фонда для съемки, поисков и оценки (предварительной разведки) новых месторождений полезных ископаемых, необходимых для обеспечения экономической независимости и безопасности страны.

Эта цель достигается следующими средствами:

1) финансирование из фонда только тех проектов, которые включены в Государственную федеральную программу геологического изучения недр (ГИН) на перспективу до 5 лет, утверждаемую Правительством РФ, или в государственные территориальные программы, согласованные с федеральной программой и утверждаемые субъектами РФ;

2) финансирование ограниченного перечня видов работ, непосредственно связанных с выполнением съемки, поисков и оценки новых месторождений полезных ископаемых;

3) принятие расходов по основным разделам Государственной федеральной программы геологического изучения недр в составе федерального бюджета, а территориальных программ - в составе бюджетов субъектов РФ;

4) участие в разработке Государственных программ геологического изучения недр и бюджетов федерального и территориальных фондов органов власти на федеральном и региональном уровнях, научных и производственных геолого - разведочных и горнодобывающих организаций, гласности процесса, отчетности и ответственности всех сторон.

Предлагаемое распределение средств 70:30 в пользу федеральной программы обусловлено, во-первых, необходимостью концентрации средств для освоения новых перспективных территорий и континентального шельфа, во-вторых, существенно меньшими удельными затратами при реализации проектов, охватывающих территории сразу нескольких субъектов РФ.

Поступающие предложения субъектов РФ изменить распределение до 30:70 в пользу территориальных программ экономически несостоятельны, а кроме того, способны окончательно подтолкнуть Россию к развалу на мелкие государства.

Достоинством законопроекта можно считать то, что реализуемый в нем механизм позволяет осуществить плавный переход от сложившейся ситуации распределения и использования средств к необходимому порядку.

------------- ¦ Фонд ВМСБ ¦ L-T---+---T-- около 30% ¦ /\ ¦ около 70% -------------------- ¦ -------------------- --------+-------- --------+-------- -------+------- ¦Территориальные+ - - -+Горнодобывающие+ - - - + Федеральный ¦ ¦ фонды ВМСБ ¦ ¦ предприятия ¦ ¦ фонд ВМСБ ¦ --------+-------- ----+---T---+---- -------+------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +- - - - - - - - - - - - - - - - - - ¦ --------+-------- --------+-------- -------+------- ¦Территориальные+------+ Геологические +-------+ Федеральная ¦ ¦ программы ГИН ¦ ¦ предприятия ¦ ¦программа ГИН¦ ----------------- ----------------- ---------------

Рис. Структурная схема распределения средств фонда ВМСБ для выполнения государственной программы ГИН


ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ"

В связи с принятием Федерального закона "О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально - сырьевой базы" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федерального законодательства:

1. Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы".

2. Положение о Федеральном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы.

3. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений.

4. Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации.

5. Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств Федерального фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы.

6. Инструкция о порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ"

Отчисления в Федеральный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы по данным Госналогслужбы России в 1997 - 98 гг. составили соответственно 3929,1 и 2348,5 млн. рублей, что составляло соответственно 71,3 и 72,9 процентов к показателям федерального бюджета. Фактически Минфином России было выделено в 1997 году 1354,1 млн. рублей, или 24,6 процента к установленным показателям, в 1998 году - соответственно 1344,1 млн. рублей, или 41,7 процента.

Кроме поступлений указанных средств в 1997 - 98 гг. на расчетные счета МПР России также поступали средства от погашения задолженности нефтегазодобывающих предприятий по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы в федеральный бюджет (в том числе: АО НК "Лукойл" погашено деньгами 124 млн. рублей и 480 млн. рублей товарными векселями и РАО "Газпром" - соответственно 30,6 и 303,7 млн. рублей). Расходование их производилось на основании актов - сверок задолженности федерального бюджета перед геолого - разведочными предприятиями. По данным Счетной палаты Российской Федерации установлено нарушение отчетности об использовании этих средств. По состоянию на 1 января 1999 года задолженность перед Минфином России составила 381,7 млн. рублей.

Нецелевое использование средств Федерального фонда в 1997 - 98 гг. определено в объеме 172,5 млн. рублей, при этом значительно больше этого объема использовалось неэффективно.

Законопроект устанавливает порядок и источники образования государственных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы, определяет их целевое использование. В соответствии с указанным Законом Правительство Российской Федерации будет представлять в Государственную Думу программу геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета.

Законопроект направлен на повышение контроля за расходованием средств и ответственности за использование средств государственных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

СПРАВКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ"

Основной объем геолого - разведочных работ финансируется за счет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (МСБ) в соответствии со ст. 44 Закона "О недрах", которые аккумулируются в бюджетах различных уровней.

Для повышения уровней целевого использования и защищенности отчислений на воспроизводство МСБ в 1997 году Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 г." был образован Целевой бюджетный фонд воспроизводства МСБ. Расходование средств Фонда регламентируется "Положением о фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.97 N 986.

Существование с 1997 года Бюджетного фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы позволило обеспечить проведение минимально необходимого объема геолого - разведочных работ. Вместе с тем, средства, поступающие в Фонд, в существенных объемах используются не по назначению.

Так, в 1997 году на геолого - разведочные работы из федерального бюджета было выделено финансирование в объеме 1354 млн. деноминированных рублей, что составило 54,3% от суммы (2492,1 млн. руб.) отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, поступивших в доход Фонда. В 1998 году из Фонда воспроизводства МСБ профинансированы геолого - разведочные работы в сумме 1344,4 млн. руб., или 57,2% от суммы (2348,5 млн. руб.) поступивших отчислений в доход Фонда на счета Минфина России.

Аналогичная ситуация и с финансированием территориальных программ геологического изучения недр и воспроизводства МСБ по субъектам Российской Федерации. Так, в 1997 году на геолого - разведочные работы было направлено 2642,0 млн. руб. (40,8%) из поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации 6468,1 млн. руб., в 1998 году, соответственно, из 6045,3 млн. руб. направлено на финансирование 2483,5 млн. руб. (41,1%).

В результате нецелевого использования поступающих в Фонд средств и сокращения в результате этого объемов геолого - разведочных работ отрабатываемые запасы основных видов полезных ископаемых (нефти, природного газа, золота, цветных металлов) не восполняются и минерально - сырьевая база страны стремительно сокращается.

Для повышения эффективности функционирования федерального и территориальных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы необходимо принять Закон "О государственных целевых фондах воспроизводства МСБ", позволяющий исключить факты нецелевого использования средств фондов федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

Проект указанного Закона в целом поддержан МПР России, Минэкономики России, Минтопэнерго России, МНС России, Минюстом России. Законопроект не нашел поддержки у Минфина России. Учитывая позицию Минфина России на непринятие указанного законопроекта, в 1999 г. и в последующие годы сохранится тенденция нецелевого использования до 40 - 45% собранных отчислений на ВМСБ, что приведет к срыву выполнения Государственной федеральной программы геологического изучения недр и воспроизводства МСБ на 1994 - 2000 гг.

ПОСТУПЛЕНИЕ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВМСБ В БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ И ИХ НАПРАВЛЕНИЕ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРР

млрд. руб. 8 ¬ ¦ 7 -+---------------------------------------------------x-------- ¦ x- - x- - - - - - \ /- - - - - -- 6 -+------------------/-------------------x--------------------- ¦ / 5 -+----------------/------------------------------------------- ¦ / 4 -+--------------/--------------------------------------------- ¦ / 3 -+------------x--------------------------------------*-------- ¦ ------------*-------------*------------- 2 -+------------*----------------------------------------------- ¦ 1 -+------------------------------------------------------------ ¦ 0 -+------------+------+-----+------+-----+------+-----+-------- 1996 1997 1998 1999 - -x- - - Поступление отчислений на ВМСБ ---*--- - Использование средств на геолого - разведочные работы

ПОСТУПЛЕНИЕ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ВМСБ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И ИХ НАПРАВЛЕНИЕ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРР

млрд. руб. 4,5 ¬ ¦ 4 -+------------------------x--------------------------------- ¦ - - - -/ \ 3,5 -+---------------/----------\------------------------------- ¦ / \ 3 -+-------------/--------------\----------------------x------ ¦ x \ /- - - - / 2,5 -+------------------------------\---------/----------------- ¦ - - - -x/ 2 -+---------------------------------------------------------- ¦ 1,5 -+------------------------*--------------------------*------ ¦ /---------/ \------------*-----------/ 1 -+------------*--------------------------------------------- ¦ 0,5 -+---------------------------------------------------------- ¦ 0 -+------------+------+-----+------+-----+------+-----+------ 1996 1997 1998 1999 - -x- - - Поступление отчислений на ВМСБ ---*--- - Использование средств на геолого - разведочные работы


ДОБЫЧА И ПРИРОСТ ЗАПАСОВ

Медь % 120 T----------------------------------------------------------- ¦ -------x ¦ 100 + *- \ \ ¦ ¦ \- *-\-\ ¦ 80 + \ \- *- - - *- - - *- - - -*- - - -*- \ ¦ ¦ \ \- * ¦ 60 + \ ¦ ¦ \ ¦ 40 + \ /----x----\ ¦ ¦ x/ \x-----\ ¦ 20 + \x-----\ ¦ ¦ \x----\ ¦ 0 +------+------+------+------+-------+-------+-------T-\x---- 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998


Золото

% 120 T----------------------------------------------------------- ¦ ¦ 100 + *--------x-----\ ¦ ¦ \- - - -*- - - \- *- - - - -*- - - - -*- - \ ¦ 80 + \ \- -* ¦ ¦ \x-----\ ¦ 60 + \ ¦ ¦ \ /x-------\ ¦ 40 + \x-------/ \x ¦ ¦ ¦ 20 + ¦ ¦ ¦ 0 +----+---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----- 1991 1992 1993 1994 1995 1996 Нефть и конденсат ------------------------------------------------------------------ ¦ млн. т ¦ ¦ x 931 ¦ ¦ \ ¦ ¦ \ ¦ ¦ \ ¦ ¦ 459 \---x 565 ¦ ¦ *- -\ \-----x\ 442 314 304 299 302 303 ¦ ¦ \- *- - - *-\- - *- - - *- - - -*- - - -*- - - -* ¦ ¦ 397 351 \---x 224 /-----x------/ \------x ¦ ¦ \-----x/ 217 276 232 ¦ ¦ 155 ¦ ¦ -------+---+--T---+--T---+--T---+---+---+---+---+---+---+---¦ ¦ 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 ¦ ------------------------------------------------------------------


Газ

------------------------------------------------------------------ ¦ 3 ¦ ¦ млрд. м 1814 ¦ ¦ /--x ¦ ¦ x--/ \ ¦ ¦ 1741 \ ¦ ¦ \ 726 ¦ ¦ 618 620 \--x--\ 692 681 689 669 666 ¦ ¦ *- - - *- - - *- -\- *- - - *- - - -*- - - -*- - - -* ¦ ¦ 601 \ /----x---\ ¦ ¦ \x-\ / 399 \--x ¦ ¦ 266 \---x-------x/ 338 ¦ ¦ 188 180 ¦ ¦ ----+--T---+--T---+--T---+--T---+---+---+---+---+---+---+---¦ ¦ 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 ¦ ------------------------------------------------------------------ ---x--- - Прирост - -*- - - Добыча
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»