Бункеровка - заправка судовым топливом и моторным маслом в емкости, для обеспечения движения и других потребностей судна.
Бункеровка может осуществляться:
- на реке, в озере, море и в океане;
- на территории портов и вне их границ.
- с причала (то есть с берега - с автоцистерны) или у причала (то есть с бункерующего судна, будучи ошвартованным к причалу);
- с танкера - бункеровщика на судно на рейде (на якоре) - когда судно или бункеровщик (судно или баржа) стоит на якоре.
- с бункеровщика на судно на ходу или в дрейфе - часто используется рыболовными судами.
Хранение и выдача топлива на суда маломерного флота (заправка яхт, катеров, гидроциклов, моторных лодок и небольших теплоходов бензином и дизельным топливом) может осуществляться с плавучей заправочной станции (ПЗС).
В рамках бункеровочной деятельности производится перемещение на судно припасов (топлива), необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации судна и потребляемых в процессе перевозки, а не перемещение грузов, предоставляемых для перевозки.
Осторожное обращение на борту имеет решающее значение:
- чтобы свести к минимуму загрязнение из-за недопущения смешивания разных видов топлива и масла как в баках, так и в топливных магистралях,
- для предотвращения введение загрязняющих веществ, которые могут привести к образованию серы и тд;
- следует избегать смешивания разных видов топлива, которые были заправлены в разное время
пустые баки.
В первую очередь следует использовать «старое» топливо.
Перед началом бункеровки проводится обмер танков бункеровщика.
Это позволяет получить документ, подписанный получателем, называемый «капитанской заявкой», которая подтверждает количество, качество и часто порядок бункеровки.
Во время бункеровки как минимум 1 человек должен обеспечивать контроль на палубе и 1 дежурный в машинном отделении.