С 2013 г. в рамках модернизации полигона РЖД проводит комплекс первоочередных мероприятий, направленных на многократное увеличение экспортного потенциала России.
Цель проекта - ликвидировать узкие места на железных дорогах Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.
Общие сведения:
- 14,1 тыс. км - общая протяженность;
- 7,3 тыс. км - электрифицировано;
- 13,3 млрд кВт·ч / год потребляют объекты ж/д транспорта;
- 880 станций и разъездов:
- 18,5 тыс. искусственных сооружений, в т.ч.:
- 8,3 тыс. мостов, путепроводов,
- 89 тоннелей;
- 137 тыс. работников РЖД обслуживают полигон;
- 60 млн ткм брутто / км - грузонапряженность, что в 1,5 раза выше среднего по электросети.
- климатические условия:
- западная часть - в области резко континентального климата,
- восточная часть - в области климата смешанных лесов Дальнего Востока,
- -61˚С ÷ +43˚С - колебания температуры,
- 400 мм÷ 860 мм - норма осадков.
1й этап проекта
Цель - обеспечение в 2020 г. дополнительного объема перевозок грузов на 66,8 млн т/год к уровню 2012 г.Проведенные работы:
- реконструкция и строительство - 45 ж/д станций;
- укладка станционных путей - 250 км;
- строительство мостов, в тч через реки Лена, Бурея, Зея - 101;
- прокладка и реконструкция тоннелей - 5, в тч:
- новый Байкальский тоннель протяженностью 6,7 км.,
- реконструированы Кипарисовский, Облученский и Владивостокский тоннели.
Общие инвестиции РЖД на реализацию 1го этапа составили 520,5 млрд руб.
2й этап развития полигона
Реализуется с 2018 г.В результате по итогам 2022 г. пропускная мощность была увеличена до 158 млн т/год, в 2023 г. - до 173 млн т/год.
На 2024 г. запланировано увеличение провозной способности до 180 млн т/год.
Провозная способность БАМа с начала модернизации выросла почти в 3 раза - с 14,4 млн т/год в 2012 г. до 41,6 млн т/год в 2024 г.
Общая стоимость 2го этапа программы модернизации - 1,1 трлн руб. по данным РЖД.
3й этап
В апреле-мае 2024 г. РЖД при поддержке Правительства РФ приступили к реализации 3го этапа развития Восточного полигона, в рамках которого будут построены:- 2й Кодарский тоннель - срок завершения строительства к концу 2030 г.;
- 2й Северомуйский и 2й Кузнецовский тоннели - до конца 2032 г.;
- новый железнодорожный мост в г. Комсомольске-на-Амуре - до конца 2032 г.
Вся стоимость 3го этапа - 3,7 трлн руб.
3 этап, в свою очередь, поделен на 3 периода работ:
- рост мощности до 197 млн т/год, включает развитие участка от Улака Амурской области до Ванина Хабаровского края под вывоз угля, включает 84 объекта, срок реализации - 2027 г.
- рост пропускной мощности до 210 млн т/год, количество новых объектов - 45, срок реализации - до 2030 г.,
- рост пропускной мощности до 255 млн т/год, увеличение перевалки контейнеров - в 4 раза, сокращение срока доставки грузов из стран АТР в Европу - до 7 суток, срок реализации - 2032 г..