Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, устанавливаемой законодательно.
Механизм действует в России с 2019 г.
Если эта разница положительная, т.е. экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям, в противном случае - компании платят в бюджет.
Это позволяет удерживать рост розничных цен в России в пределах инфляции.
Сейчас демпфер скорректирован с учетом дисконта на российскую нефть на мировом рынке, что должно способствовать обеспечению достаточной маржинальности розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.
Это особенно актуально для независимых АЗС, бизнес которых сильно зависит от оптовых цен на топливо.
Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в марте 2023 г. составили 96,7 млрд рубл., тогда как в марте 2022 г. они равнялись 152,8 млрд руб.
В январе-марте 2023 г. такие выплаты составили 253,3 млрд руб. против 351,6 млрд руб. в соответствующем периоде 2022 г.
С 1 апреля 2023 г. вступил в силу скорректированный демпфер по бензину и дизтопливу:
- увеличен с 20 долл. США до 25 долл. США/барр. ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин,
- введен ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизельное топливо с пределом в 10 долл. США/барр.
В этих условиях нефтекомпаниям выгодно наращивать экспорт нефти в ущерб нефтепереработке, что в теории грозит дефицитом на рынке топлива.
Однако директивное сокращение экспорта позволит сохранить объемы нефтепереработки.