Трансмиссионные масла выполняют несколько функций:
- снижают интенсивность износа компонентов;
- защищают поверхности шестерней, валов и других металлических деталей от появления задиров и иных повреждений;
- снижают интенсивность процессов коррозии;
- обеспечивают частичное охлаждение наиболее нагруженных деталей и точек контакта трущихся деталей;
- обеспечивают очистку поверхностей компонентов от продуктов их износа.
Трансмиссионные масла, как и любые другие смазочные материалы, со временем теряют свои качества, приходят в негодность и требуют замены.
От правильного выбора масла зависит качество работы трансмиссии и ресурс ее агрегатов.
ТМ любых типов содержат несколько компонентов:
- базовое минеральное масло, полученное в результате перегонки нефти;
- пакет присадок — противоизносных, противозадирных, противокоррозионных, многофункциональных.
Большинство современных масел в качестве основы имеют минеральные компоненты, значительно реже встречаются полусинтетические, а в пакет присадок входят противоизносные и противозадирные компоненты.
Трансмиссионные масла отличаются вязкостью и параметрами, что определяет их применяемость в зависимости от климатических условий, конструктивных типов агрегатов трансмиссий и степени их нагруженности.
Для классификации данной группы смазочных материалов используются стандарты API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти), SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров) и российский ГОСТ 17479.2-2015.
Каждый из стандартов имеет свои особенности и системы классификации ТМ.