USD 71.3409

+0.84

EUR 80.5581

+1.34

BRENT 42.84

-0.23

AИ-92 43.12

+0.01

AИ-95 47.19

+0.02

AИ-98 52.83

0

ДТ 47.63

-0.01

971

Мазут

С ростом глубины переработки нефти мазут обычно подвергают дальнейшей переработке

Мазут

Мазут - остаток после отгона нефти от бензина, лигроина, керосина и фракций дизельного топлива:
  • Вязкая жидкость темно-коричневого цвета. 
  • смесь углеводородов (молекулярной массой  400 - 1000 г/моль), нефтяных смол (500-3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Са).
В зависимости от плотности, вязкости и содержания серы качество мазута различается.
Плотность мазута - 0,89 - 1 г/м3, при температуре 20оС.

Зависимость вязкости мазута от температуры приближенно описывается уравнением Вальтера:
lglg(v*10-6 + 0,8) = A – B*lgT, где 
v - кинематическая вязкость, мм2/сек; 
А и В- коэффициенты; 
T - абсолютная температура.
Вязкость не является аддитивным свойством и при смешении ее следует определять экспериментально.
Нормы по вязкости при 50 °С составляют от 5 до 12°ВУ (36 и 89 мм2/сек), а при 80 °С для М-40 и М-100 — 8 и 16 °ВУ (59 и 118 мм2/сек). 
Экспортное топливо - менее вязкое,  допускается вязкость ВУ80 не более 2-5 °ВУ.

Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть.
С ростом глубины переработки нефти мазут подвергают дальнейшей переработке, путем отгона под вакуумом дистиллятов, выкипающих в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500°С. Вакуумные дистилляты - сырье для получения моторного топлива и дистиллятного смазочного масла.
Остаток вакуумной перегонки мазута перерабатывают на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел.
Перегонку под смазочное масло ведут под уменьшенным давлением, чтобы снизить температуру кипения углеводородов и избежать разложения их при нагревании.
После перегонки мазута остается нелетучая темная масса - гудрон, используемый в производстве битума для покрытия дорог и тд.
После перегонки нефти в мазуте:
  • остается негорючая часть, состоящая из минеральной массы, воды.
  • содержание водорода по сравнению с сырой нефтью уменьшается ( из-за насыщения им легких углеводородных фракций, бензина, керосина, дизельного топлива), растет содержание серы, азота, кислорода, смол, асфальтенов, золы, механических примесей), что приводит к снижению его теплотворной способности.
Применение (в зависимости от химического состава и свойств):
  • жидкое котельное топливо - топочный, 
  • для получения дистиллятного и остаточного смазочного масла - прямогонный, 
  • для крекинга или гидрирования с целью получения моторного топлива (бензина, дизельного топлива) - крекинг-мазут, 
  • судовое топливо - флотский,
  • для производства битума, нефтяного кокса и др.





Система Orphus