Настоящий Закон устанавливает правовую, экономическую и организационную основы деятельности в области электроэнергетики и направлен на наращивание мощностей электроэнергетической системы страны на основе дальнейшей модернизации отрасли, использования инновационных энергосберегающих технологий и оборудования.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) электроэнергетика - отрасль экономики Туркменистана, включающая в себя комплекс производственных и экономических отношений, возникающих в процессе производства, преобразования, передачи, сбыта и потребления электрической (тепловой) энергии;
2) потребители электрической (тепловой) энергии - физические и юридические лица, приобретающие электрическую (тепловую) энергию для производственных и (или) бытовых нужд;
3) договор на пользование электрической (тепловой) энергией - договор, в соответствии с которым энергоснабжающее предприятие обязуется поставлять электрическую (тепловую) энергию в определенном количестве и требуемого качества, а потребитель обязуется принять ее и оплатить на условиях заключённого договора;
4) расчетный учет электрической (тепловой) энергии - учет электрической (тепловой) энергии, основанный на показаниях приборов расчетного учета, являющийся основанием для взаиморасчетов по договору на пользование электрической (тепловой) энергией между энергоснабжающим предприятием и потребителем;
5) сеть электропередачи - сеть, представляющая собой совокупность электрических установок, предназначенных для передачи и распределения электрической энергии, и состоящая из трансформаторных, распределительных и преобразовательных подстанций, линий электропередачи и соединительных проводов (кабелей);
6) объекты электроэнергетической системы - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи и сбыта электрической (тепловой) энергии (электростанции, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное оборудование, предназначенное для осуществления передачи электрической (тепловой) энергии);
7) субъекты электроэнергетики - энергоснабжающие предприятия, Центральное диспетчерское управление;
8) энергоснабжающее предприятие - предприятие, осуществляющее производство, передачу и сбыт электрической (тепловой) энергии;
9) прибор расчетного учета - техническое устройство, разрешенное к применению в установленном порядке, предназначенное для учета количества отпущенной (потреблённой) электрической (тепловой) энергии;
10) электроэнергетическая система Туркменистана - совокупность электрических станций, трансформаторных подстанций и линий электропередачи, связанных между собой общим режимом непрерывного технологического процесса производства, преобразования, передачи, сбыта и потребления электрической (тепловой) энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления;
11) технологическое нарушение - нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приводящее к потере устойчивости электроэнергетической системы.
Статья 2. Законодательство Туркменистана об электроэнергетике
1. Законодательство Туркменистана об электроэнергетике основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики.
2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Электроэнергетика в системе экономики Туркменистана и ее особенности
1. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
2. Основой электроэнергетики являются предприятия электроэнергетической системы Туркменистана, которые представляют собой производственно-технологический комплекс, обеспечивающий производство, преобразование, передачу, сбыт и потребление электрической (тепловой) энергии, являющейся товарной продукцией электроэнергетики, предназначенной для внутренней поставки и на экспорт.
Каждое отдельно взятое предприятие электроэнергетики имеет незавершенный производственный цикл и не функционирует обособленно.
Все предприятия электроэнергетики относятся к категории промышленных.
3. Особенностями электроэнергетики, определяющими ее значение и функционирование, являются:
- непрерывная связь производства и потребления электрической (тепловой) энергии, совпадение во времени фазы ее производства с фазой потребления при определяющем влиянии величины и режима потребления;
- завершение цикла производства электрической энергии на электростанции ее преобразованием и передачей по электрическим сетям до потребителей;
- отсутствие незавершенного производства и цикла складирования;
- неравномерность производства электрической энергии в связи с сезонными колебаниями ее потребления в течение года (квартальными), в течение месяца (суточными) и в течение суток (часовыми), которыми предопределяются переменный режим их производства на электростанциях и необходимость содержания резервов энергетических мощностей и их опережающее развитие;
- исчисление себестоимости энергии на условии франко-потребитель, обеспечивающем полный учет расходов на производство, преобразование, передачу, сбыт и потребление электроэнергии.
Статья 4. Собственность в электроэнергетике Туркменистана
1. Объекты электроэнергетической системы Туркменистана являются государственной собственностью.
2. За предприятиями электроэнергетики имущество закрепляется на правах полного хозяйственного ведения.
3. Предприятия электроэнергетики владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 5. Регулирование землепользования для размещения объектов электроэнергетики
1. Земельные участки для размещения объектов электроэнергетики предоставляются в постоянное пользование в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Размеры земельных участков, предоставляемых для размещения объектов электроэнергетики, определяются в соответствии с проектно-технической документацией, утверждаемой в установленном порядке.
2. Для обеспечения безопасности объектов электроэнергетики для окружающей среды и населения, находящегося в районе размещения этих объектов, устанавливаются охранные зоны, размеры и режим использования которых определяются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Туркменистана.
3. Для земельных участков в пределах охранных зон устанавливается особый режим землепользования, при котором собственники земли, пользователи или арендаторы этих земель имеют право их хозяйственного использования со следующими ограничениями:
- запрещается ведение промышленного и гражданского строительства;
- запрещается выполнение любых работ без согласования с администрацией объекта электроэнергетики.
Статья 6. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики
1. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляет электроэнергетическая система Туркменистана.
2. Экономической основой функционирования объектов электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями система отношений, связанных с производством, преобразованием, передачей, сбытом электрической (тепловой) энергии.
Статья 7. Основные принципы организации экономических отношений в сфере электроэнергетики
Основными принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики являются:
1) обеспечение бесперебойного и надёжного функционирования электроэнергетики;
2) технологическое единство электроэнергетики;
3) обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
4) формирование устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую (тепловую) энергию на основе обеспечения надлежащего качества и минимизации себестоимости электрической (тепловой) энергии;
5) осуществление деятельности на принципах хозяйственного расчёта, обеспечивающего экономически обоснованную доходность отрасли;
6) построение экономических и правовых отношений между предприятиями электроэнергетики на основе договоров, определяющих права, обязанности и взаимную ответственность сторон;
7) государственное регулирование деятельности в области электроэнергетики.
Глава III. Государственное регулирование в области электроэнергетики
Статья 8. Основные направления государственного регулирования в области электроэнергетики
Основными направлениями государственного регулирования в области электроэнергетики являются:
1) обеспечение электроэнергетической безопасности Туркменистана;
2) обеспечение равного доступа потребителей к территориальным электрическим сетям;
3) привлечение инвестиций в процессы реконструкции, модернизации, развития генерирующих мощностей и электрических сетей;
4) внедрение рыночных механизмов в систему управления и хозяйственных связей по производству, передаче и сбыту электрической (тепловой) энергии;
5) определение основ ценовой политики в электроэнергетике;
6) обеспечение сбалансированного развития электроэнергетики;
7) рациональное использование электрической энергии и топливно-энергетических ресурсов;
8) надзор за надежностью, безопасностью и экономичностью производства электрической (тепловой) энергии, ее передачи, распределения и потребления, а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических установок и их эксплуатацией.
Статья 9. Органы, осуществляющие государственное регулирование в области электроэнергетики
Органами, осуществляющими государственное регулирование в сфере электроэнергетики, являются Кабинет Министров Туркменистана и Министерство энергетики Туркменистана (далее-Уполномоченный орган).
Статья 10. Компетенция Кабинета Министров Туркменистана в области электроэнергетики
Кабинет Министров Туркменистана в области электроэнергетики:
1) определяет:
- государственную политику в области электроэнергетики;
- основные принципы и приоритетные направления экономических реформ в области электроэнергетики;
- порядок и условия финансирования, строительства, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики;
- государственные программы развития электроэнергетики;
- правила пользования электрической и тепловой энергией;
- правила обеспечения охраны электрических сетей;
- порядок компенсации убытков энергоснабжающих предприятий, связанных с бесплатной, а также льготной поставкой электроэнергии населению и другим потребителям в соответствии с законодательством Туркменистана;
- порядок разработки и реализации мер по обеспечению устойчивой работы предприятий системы электроэнергетики в чрезвычайных ситуациях;
- размеры земельных участков, предоставляемых для строительства и эксплуатации производственно-технологических объектов электроэнергетической системы, и порядок их использования;
- перечень объектов, относящихся к объектам жизнеобеспечения, а также объектов с непрерывным технологическим циклом производства, которые не подлежат отключению от системы энергоснабжения при штатном режиме функционирования электроэнергетической системы;
4) содействует реализации проектов по производству электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 11. Компетенция Уполномоченного органа в области электроэнергетики
Уполномоченный орган в области электроэнергетики:
1) реализует:
- государственную политику в области электроэнергетики;
- основные принципы и приоритетные направления экономических реформ в области электроэнергетики;
- государственные программы развития электроэнергетики;
2) разрабатывает и представляет в Кабинет Министров Туркменистана:
- проекты государственных программ развития электроэнергетики;
- проект Правил пользования электрической и тепловой энергией;
- проект Правил обеспечения охраны электрических сетей;
- предложения по тарифам на электрическую (тепловую) энергию, отпускаемую потребителям Туркменистана;
- проект Порядка разработки и реализации мер по обеспечению устойчивой работы предприятий системы электроэнергетики в чрезвычайных ситуациях;
- проект Порядка компенсации убытков энергоснабжающих предприятий, связанных с бесплатной, а также льготной поставкой электроэнергии населению и другим потребителям в соответствии с законодательством Туркменистана;
- правила устройства электроустановок;
- правила технической эксплуатации объектов электроэнергетики;
- правила техники безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики;
- положение об экономических взаимоотношениях субъектов электроэнергетики;
- положение об организации электроэнергетического надзора;
- порядок полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий;
- порядок централизованного оперативно-диспетчерского управления электроэнергетической системой Туркменистана;
- нормативные документы в области электроэнергетики;
4) обеспечивает безопасное и надежное функционирование электроэнергетической системы, осуществляет электроэнергетический надзор;
5) участвует в формировании баланса производства и потребления электрической энергии;
6) устанавливает режим функционирования электроэнергетической системы;
7) управляет электроэнергетической системой Туркменистана;
8) участвует в разработке:
- правил по обеспечению промышленной, пожарной и экологической безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, выводе из эксплуатации объектов электроэнергетической системы;
- проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области электроэнергетики;
- проектов государственных стандартов качества электрической (тепловой) энергии;
10) осуществляет:
- мероприятия по реконструкции, модернизации, развитию генерирующих мощностей и электрических сетей;
- лицензирование деятельности в области электроэнергетики;
- технический и технологический надзор и контроль в электроэнергетике;
- в пределах своей компетенции рассмотрение дел об административных правонарушениях в области электроэнергетики в соответствии с законодательством Туркменистана;
- международное сотрудничество в области электроэнергетики;
- иные полномочия в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 12. Права Уполномоченного органа
Уполномоченный орган вправе:
1) рассматривать жалобы потребителей электрической (тепловой) энергии и субъектов электроэнергетики о нарушении их прав и законных интересов в области электроэнергетики;
2) обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением настоящего Закона и других нормативных правовых актов в области электроэнергетики;
3) распоряжаться мощностью электростанций, входящих в электроэнергетическую систему Туркменистана, независимо от территориального расположения и подчиненности;
4) для обеспечения наиболее эффективного и рационального использования электроэнергетических мощностей вводить по согласованию с Кабинетом Министров Туркменистана и хякимликами велаятов и города Ашхабада особый режим работы предприятий, исходя из оперативной обстановки и наличия резервов в электроэнергетической системе;
5) представлять интересы Туркменистана в международных организациях по вопросам электроэнергетики.
Статья 13. Недопустимость вмешательства в производственно-технологическую деятельность субъектов электроэнергетики
Органы государственной власти и управления, местного самоуправления не вправе вмешиваться в производственно-технологическую деятельность субъектов электроэнергетики за исключением случаев, предусмотренных законодательством Туркменистана.
Статья 14. Электроэнергетический надзор
1. Под электроэнергетическим надзором понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований надежности и безопасности в области электроэнергетики, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана в области электроэнергетики.
2. Электроэнергетический надзор осуществляется структурными подразделениями Уполномоченного органа, наделенными полномочиями по надзору, посредством:
- организации и проведения проверок, принятия мер, предусмотренных законодательством Туркменистана, по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности;
- систематических наблюдений за исполнением требований надежности и безопасности в области электроэнергетики в процессе деятельности субъектов электроэнергетики.
Статья 15. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике
1. Инвестиционная политика Туркменистана в электроэнергетике направлена на обеспечение её устойчивого развития, внедрение энергосбережения с привлечением инвестиций во все сферы электроэнергетики, а также осуществление контроля за эффективностью инвестиций.
2. Инвестиционная политика Туркменистана в электроэнергетике реализуется в соответствии с национальными программами социально-экономического развития страны, государственными программами развития электроэнергетики, разрабатываемыми на основе прогнозирования потребности в электрических мощностях, увязываемой с развитием экономики Туркменистана.
3. Источниками инвестиций в электроэнергетику Туркменистана могут быть как собственные, так и привлеченные средства, в том числе:
- государственные централизованные капитальные вложения;
- кредиты банков Туркменистана;
- средства министерств и ведомств-потребителей электрической (тепловой) энергии;
- иностранные кредиты и инвестиции;
- другие источники, не запрещенные законодательством Туркменистана.
- гарантии Правительства Туркменистана;
- банковская гарантия;
- инвестиционная составляющая тарифов на электрическую (тепловую) энергию, отпускаемую потребителям;
- другие меры обеспечения.
Глава IV. Оперативно -диспетчерское управление в электроэнергетике
Статья 16. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей, обеспечивающий надежное энергоснабжение и качество электрической (тепловой) энергии в соответствии с требованиями, установленными государственными стандартами и нормативно-технической документацией.
2. Централизованное оперативно-диспетчерское управление электроэнергетической системой Туркменистана осуществляется Центральным диспетчерским управлением (ЦДУ) в порядке, установленном Уполномоченным органом.
Статья 17. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления
Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике включает в себя следующие основные принципы:
1) обеспечение баланса производства и потребления электрической (тепловой) энергии;
2) распределение функций оперативно-диспетчерского контроля между отдельными уровнями, а также подчинённость нижестоящих уровней управления вышестоящим;
3) безусловное исполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической (тепловой) энергии оперативно-диспетчерских команд и распоряжений;
4) осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;
5) принятие мер по обеспечению в электроэнергетической системе Туркменистана нормированного резерва энергетических мощностей;
6) обеспечение краткосрочного и долгосрочного прогнозирования объёма производства и потребления электрической энергии;
7) обеспечение экономической эффективности оперативно-диспетчерского управления, основанной на оптимизации режимов работы электроэнергетической системы по критерию минимизации затрат на производство и распределение электроэнергии;
8) обязательность исполнения оперативно-диспетчерских команд и распоряжений вышестоящего уровня для оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня, за исключением случаев, когда их исполнение создаёт угрозу для жизни и здоровья людей и сохранности оборудования.
Статья 18. Функции Центрального диспетчерского управления
1. Центральное диспетчерское управление представляет собой верхний уровень системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетической системе Туркменистана.
2. Центральное диспетчерское управление:
1) обеспечивает соблюдение установленных параметров надежности функционирования электроэнергетической системы Туркменистана;
2) выдает объектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии обязательные для исполнения оперативные диспетчерские команды и распоряжения, связанные с осуществлением функций диспетчера электроэнергетической системы;
3) организует вывод из эксплуатации оборудования на электростанциях и электрических сетях, а также ввод их в эксплуатацию после ремонта;
4) разрабатывает оптимальные суточные графики нагрузки работы электростанций и электрических сетей, входящих электроэнергетическую систему Туркменистана;
5) осуществляет регулирование напряжения в контрольных точках электроэнергетической системы, контроль функционирования системы противоаварийной автоматики;
6) осуществляет регулирование частоты электрического тока при изолированной работе электроэнергетической системы Туркменистана;
7) организует управление режимами параллельной работы электроэнергетической системы Туркменистана и электроэнергетических систем иностранных государств;
8) участвует в формировании и выдаче технологических требований при присоединении объектов электроэнергетики к электроэнергетической системе Туркменистана, обеспечивающих их работу в ее составе.
Статья 19. Аварийные режимы
Аварийные режимы являются следствием технологического нарушения целостности электроэнергетической системы Туркменистана, приводящего к разделению ее на отдельные локальные части, изменению электрических параметров за пределы технических требований и нарушению энергоснабжения потребителей.
Статья 20. Действия Центрального диспетчерского управления при ликвидации аварийных режимов
1. При возникновении аварийных режимов Центральное диспетчерское управление использует все резервные генерирующие мощности электрических станций независимо от ведомственной подчинённости, а также автономные источники питания потребителей.
2. При ликвидации аварийных режимов энергоснабжение потребителей осуществляется по схемам, обеспечивающим поставку электрической мощности в объёме, необходимом для обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетической системы Туркменистана. При дефиците электрической мощности применяются ограничения по подаче электроэнергии потребителям по графикам, согласованным с органами местной исполнительной власти.
В целях оперативной ликвидации аварийных режимов при внезапном образовании дефицита электрической мощности и в условиях дефицита времени для введения в действие графиков ограничения по подаче электроэнергии энергоснабжающее предприятие вправе без предварительного согласования производить отключение потребителей от системы электроснабжения.
Глава V. Энергоснабжение
Статья 21. Договор на пользование электрической (тепловой) энергией
1. Отношения, возникающие при потреблении электрической (тепловой) энергии, регулируются в электроэнергетике соответствующим договором на пользование электрической (тепловой) энергией (далее - договор), заключаемым между энергоснабжающим предприятием и потребителем электрической (тепловой) энергии в соответствии с законодательством Туркменистана.
2. Энергоснабжающее предприятие не вправе отказать в подключении потребителей к электрическим (тепловым) сетям при условии выполнения ими требований, установленных законодательством Туркменистана.
Статья 22. Права и обязанности энергоснабжающего предприятия
1. Энергоснабжающее предприятие имеет право:
1) предупредив потребителя, ограничить полностью или частично подачу ему электрической (тепловой) энергии в соответствии с Правилами пользования электрической и тепловой энергией, утвержденными Кабинетом Министров Туркменистана, за исключением случая, предусмотренного абзацем 2м настоящего пункта.
Включенные в перечень, утверждеённый Кабинетом Министров Туркменистана, объекты жизнеобеспечения, а также объекты с непрерывным технологическим циклом производства не подлежат отключению от системы энергоснабжения при штатном режиме функционирования электроэнергетической системы;
2) контролировать работу потребителей электрической (тепловой) энергии по вопросам эффективного энергоиспользования и энергосбережения;
3) осуществлять другие действия, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Туркменистана и нормативно-технической документацией в области электроэнергетики.
2. Энергоснабжающее предприятие обязано:
1) предоставлять равные условия для всех потребителей электрической (тепловой) энергии;
2) осуществлять отпуск потребителям электрической (тепловой) энергии по тарифам, установленным законодательством Туркменистана;
3) осуществлять подачу потребителям электрической (тепловой) энергии в соответствии с договором;
4) осуществлять расчетный учет электрической (тепловой) энергии для проведения взаиморасчетов по договору между энергоснабжающим предприятием и потребителем.
Статья 23. Права и обязанности потребителей электрической (тепловой) энергии
1. Потребители электрической (тепловой) энергии имеют право:
1) получать электрическую (тепловую) энергию в соответствии с договором;
2) требовать от энергоснабжающего предприятия возмещение убытков, вызванных недопоставкой или поставкой некачественной электрической (тепловой) энергии, в соответствии с условиями договора;
3) обращаться в суд для разрешения спорных вопросов, связанных с заключением и исполнением договоров.
2. Потребители электрической (тепловой) энергии обязаны:
1) поддерживать надлежащее техническое состояние электроустановок и приборов расчетного учета в соответствии с требованиями, определёнными нормативно-технической документацией;
2) соблюдать режимы электропотребления, определенные договором;
3) своевременно оплачивать электрическую (тепловую) энергию согласно договору;
4) допускать работников структурных подразделений Уполномоченного органа, осуществляющих электроэнергетический надзор, к приборам расчётного учёта, а также для осуществления контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электро - (тепло-) установок в соответствии с нормативно-технической документацией.
Статья 24. Обеспечение охраны объектов электроэнергетики
1. Охрана наиболее важных объектов электроэнергетики осуществляется специальными службами военизированной охраны.
2. В целях обеспечения безопасности электрических сетей Кабинет Министров Туркменистана утверждает Правила обеспечения охраны электрических сетей, обязательные для юридических и физических лиц.
Статья 25. Внешнеэкономическая деятельность
1. Уполномоченный орган проводит внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Туркменистана.
2. Уполномоченный орган как участник внешнеэкономической деятельности осуществляет:
-
разработку стратегических направлений внешнеэкономической деятельности отрасли;
-
организацию исполнения межгосударственных соглашений в области электроэнергетики;
-
организацию международного научно-технического сотрудничества в области электроэнергетики;
-
меры по развитию экспортного потенциала отрасли;
-
изучение рынков сбыта электроэнергии.
3. Внешнеэкономическая деятельность отрасли строится на основе самоокупаемости.
4. Уполномоченный орган вправе иметь энергетические или иные объекты на территории иностранных государств, а также по согласованию с Кабинетом Министров Туркменистана быть участником международных электроэнергетических союзов, ассоциаций.
Статья 26. Трудовые отношения. Социальная защита работников
1. Трудовые отношения на предприятиях электроэнергетики, социальная защита работников регулируются законодательством Туркменистана.
2. Уполномоченный орган обеспечивает обучение, подготовку кадров, а также повышение квалификации работников электроэнергетической отрасли.
Статья 27. Ответственность за состояние электроэнергетики
Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования и устройств электроэнергетики, самовольном подключении к электрическим (тепловым) сетям и хищении продукции электроэнергетики, а также в других действиях, которые способны привести к причинению ущерба в электроэнергетике, снижению безопасности объектов электроэнергетики и надежности энергоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Туркменистана.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 28. Обжалование действий (бездействия) должностного лица Уполномоченного органа
Физические и юридические лица вправе обжаловать действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 29. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Нарушение настоящего Закона влечет ответственность, установленную законодательством Туркменистана.
Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Туркменистана подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в 3-месячный срок со дня его вступления в силу.
Президент Туркменистана
Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ.
г. Ашхабад, 16 августа 2014 г.
Перевод с государственного языка Туркменистана.