Они могут выполнять также функции забойного привода керноотборных устройств для бурения с отбором образцов породы (керна) и двигателя-отклонителя (при замене обычного шпинделя на шпиндель-отклонитель).
Эти двигатели выпускаются наружными диаметрами 195; 240 мм и применяются при бурении скважин в сочетании с шарошечными (всех типов и серий), лопастными и алмазными, в т. ч. армированными алмазнотвердосплавными пластинами (АТП), долотами и бурильными головками соответствующих диаметров, обеспечивающих минимальный технологически требуемый зазор между корпусом двигателя и стенками скважины.
Турбинно-винтовой забойный двигателькомпонуется из винтового модуля, турбинной секции и шпинделя.
Турбннно-винтовой двигатель типа ТВД (рисунок) представляет собой универсальный забойный двигатель, содержащий 3 основных узла:
- шпиндель с осевой опорой 1 (при необходимости - шпиндель-отклонитель),
- одну (при необходимости - 2 или 3) турбинные секции 2,
- винтовой модуль 3.
Такая компоновка двигателя обеспечивает высокие значения момента силы на валу при относительно низкой частоте его вращения.
При этом предусмотрена разгрузка винтового модуля на номинальном режиме работы двигателя: модуль либо повышает, либо поглощает момент силы только при преодолении пик момента на долоте или его перегрузке, что предопределяет значительное увеличение безотказной наработки винтовой пары.
- органично сочетает стабильность во времени энергетической характеристики, свойственную турбинному приводу, а также высокое соотношение М/n и высокую жесткость линии моментов, свойственную объемным гидромашинам.
- избавлен от недостатков турбобура (таких как относительно низкий момент силы на валу и "мягкость" линий моментов) и от недостатков винтового забойного двигателя (таких как низкий срок службы винтовой пары и отрицательное воздействие на долото поперечных колебаний, генерируемых близко расположенной к нему винтовой парой).
- высокая надежность двигателя обеспечена применением в его конструкции ряда оригинальных технических решений, обеспечивающих высокие эксплуатационные показатели. К этим решениям относятся: узлы соединения торсиона с винтовым ротором и валом турбинной секции; система, устраняющая негативное влияние силы, вызванной вращением неуравновешенной массы торсиона и винтового ротора, а также перекашивающего момента, действующего на последний. Часть этих технических решений запатентована в США, Франции, Германии, Канаде, Бразилии.
- температура бурового раствора более 120оС;
- плотность бурового раствора более 1700 кг/м3;
- содержание в буровом растворе углеводородных соединений более 5 %.
Основные технические параметры двигателей типа ТВД приведены в табл. 106.
*Турбобур без преобразователя частоты вращения.
** Длина и масса двигателя включает соответственно одну и две турбинные секции.
*** Параметры приведены для расхода бурового раствора (воды) 0,040 м3/с.
Изготовители: 1. Экспериментальный завод ВНИИБТ Оренбургский филиал
МГП "Буровик"
460027 г. Оренбург, Донгузская, 50
тел. 97-89-91
2. Опытный завод ВНИИБТ
403810 г. Котово Волгоградской обл., Промбаза
тел. 2-94-90, 2-94-89. 2-38-42 телетайп 310675 КЕДР