Киотский протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.
Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008-2012 гг. уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5 % от уровня 1990 г.
Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа.
Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала право производить углекислый газ больше исходной квоты.
Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами.
Основные положения Киотского протокола:
- определение допустимого объема выбросов парниковых газов в 2008-2012 гг. для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц (для Российской Федерации установлен потолок выбросов на уровне базового 1990 г. – 3050 млн т СО2-эквивалента);
- разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран – «механизмы гибкости» (международная торговля квотами, реализация совместных проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и т.д.);
- разработка механизмов контроля над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов и их абсорбции, мониторинга за выбросами и стоками).
Потребовалось почти 4 года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены на 7й конференции стран-участников РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001 г.
В ходе детализации Киотского протокола Россия добилась принятия ряда своих требований – в частности, учета при определении квот каждой страны ее вклада в переработку углекислого газа при наличии обширных лесных массивов (таких как в РФ).
В рамках ежегодных конференций ООН по изменению климата проводились переговоры о мерах, которые должны быть приняты после окончания 2го периода действия обязательств в 2020 г.
Это привело к принятию в 2015 г. Парижского соглашения, которое является отдельным документом в рамках РКИК ООН, а не поправкой к Киотскому протоколу.