USD 92.4155

0

EUR 100.1259

0

Brent 90.86

0

Природный газ 1.785

0

2 мин
...

Проблемы, риски и возможности управления развитием электроэнергетики после дерегулирования отрасли

Проблемы, риски и возможности управления развитием электроэнергетики после дерегулирования отрасли

Инвестиции долгое время не были главной целью реформы, а управление развитием рассматривалось как сфера рыночных конкурентных механизмов. Инвестиционные риски реформы были осознаны очень поздно…
При очевидной неготовности рыночной и институциональной среды «импульсом» для инвестиционной активности в электроэнергетике стал «инвестиционный пузырь», надутый
рискованными обещаниями и ожиданиями. В условиях экономического кризиса все эти риски немедленно реализовались:
Ожидание высокого спроса на энергию и мощности
  Приросты электропотребления с 2006 по 2020 годы по прогнозам Генсхемы и
РАО ЕЭС уже год назад были вдвое выше, чем в сценариях МЭРТ (КДР 2020), а с
учетом кризиса этот разрыв вырос еще сильнее
Ожидание неограниченного притока внешних финансовых ресурсов
 Инвестиционная программа РАО ЕЭС обеспечивалась тарифными источниками на 25%, а в тепловой генерации – всего на 15%. Средства от продажи компаний лишь частично решили эту проблему, а доступ к кредитным ресурсам прекратился.
Ожидание быстрой и успешной либерализации рынка электроэнергии
 Продажа компаний и инвестиционные обязательства для новых собственников предполагали успешное завершение реформы рынка и рост цен. Изменятся ли политические решения в период кризиса? Удастся ли преодолеть проблемы формирования конкурентного рынка?

В условиях избыточности планов, дефицита финансовых ресурсов и рыночной неопределенности компании проводят оптимизацию инвестиционных портфелей, вдвое сокращая вводы ближайших лет.

Масштабы инвестиционной деятельности в последующий период целиком зависят от эффективных действий государства по координации и стимулированию инвестиционных решений в дерегулированной и конкурентной среде.

 

Новая система управления развитием после децентрализации отрасли должна опираться на экономические механизмы обеспечения стратегической устойчивости энергоснабжения
при ведущей роли государства как регулятора, а также крупнейшего собственника и инвестора в электроэнергетике в настоящее время.

Контроль за АЭС и ГЭС — более 30% общей установленной мощности
Контроль за 43% тепловой генерации (через госкомпании, регионы) – еще около 30%
общей установленной мощности
Более 2/3 всех вложений приходится на контролируемые государством сектора
генерации и инфраструктуры.

После исчезновения корпоративной вертикали РАО «ЕЭС России» риски потери управляемости развитием отрасли пока остаются очень высокими. Государство пока не
приняло на себя всю полноту ответственности за стратегическую устойчивость энергоснабжения.

 

Система прогнозно-проектного обеспечения должна гарантировать четкое и ответственное целеполагание для рынка и субъектов отрасли в увязке с системой государственного прогнозирования развития экономики страны и регионов.

 

Система стимулирования и координации инвестиций должна обеспечить управляемость ценовой динамики после децентрализации отрасли за счет снижения рисковой премии в
конечной рыночной цене электроэнергии.

 

 

Децентрализация инвестиционной деятельности требует формирования новых площадок для сбалансированных решений о перспективном развитии отрасли.

 

 

Все новые площадки должны формироваться совместно Минэнерго РФ, производителями, потребителями и инфраструктурными организациями.



Автор: к.э.н. Веселов Ф. В., к.э.н. Макарова А. С.