Формула ЛУКОЙЛа: кропотливый подход к производству битумов для повышения качества дорог - Переработка - Neftegaz.RU
3 мин
...

Формула ЛУКОЙЛа: кропотливый подход к производству битумов для повышения качества дорог

Формула ЛУКОЙЛа: кропотливый подход к производству битумов для повышения качества дорог

Москва, 6 окт - ИА Neftegaz.RU. Строительство автомобильных дорог – процесс трудоемкий. Чтобы обеспечить высокое качество дорожного полотна, отвечающего всем требованиям, важно соблюсти множество условий. Разработка проектной документации, правильный выбор типа конструкции, использование современных средств для укладки полотна – лишь часть из них. Определяющим в строительном процессе является ответственный подход к подбору материалов.
Ведь во многом именно от них зависит долговечность дороги, в том числе ее способность одинаково успешно переносить как жару, так и холод.

Для обеспечения должного качества сегодня зачастую используются усовершенствованные технологии, например инновационные битумы, которые также называют вяжущими. Они помогают асфальту сохранять форму, не поддаваясь влиянию температур и тяжелых нагрузок. Разработкой таких материалов и занимаются специалисты Научно-исследовательского центра битумных материалов ЛЛК-Интернешнл (дочернее общество ПАО «ЛУКОЙЛ»).

Среди последних разработок НИЦ – усовершенствованный битум марки PG 64-34. Напомним, что марки PG (Performance Grade) в целом ориентированы на использование при строительстве дорог по новой для России системе объемного проектирования Superpave («Суперасфальт»). Особенность таких битумов заключается в том, что при их создании специалисты помимо физико-химических показателей задают еще и широкий температурный диапазон эксплуатации асфальтобетона, при котором вяжущий компонент позволяет дорожному покрытию сохранять высокую прочность.

По мнению специалистов компании, битум должен быть достаточно жестким при высоких летних температурах и умеренно эластичным при отрицательных зимних температурах. Однако диапазоны температур в разных концах страны существенно отличаются, и ЛУКОЙЛ разрабатывает широкий спектр современных битумных материалов, как раз исходя из особенностей климата того или иного региона. В компании разработали подробную климатическую карту, определив разнообразные рабочие режимы для дорожного покрытия. В ее основу легли данные метеонаблюдений за последние 2 десятка лет, а также адаптированная к нашим условиям американская методика Superpave.

Что касается модификации PG 64-34, этот материал может выпускаться в 3х вариациях – Н, V и E – соответствующих разной транспортной нагрузке. Он обладает повышенной устойчивостью к влаге, солнечной радиации, трещинам и пр. факторам. Поэтому материал весьма перспективен, особенно для средней полосы России, которая отличается частыми перепадами температур. Битум PG 64-34 используется в составе асфальтобетона и позволяет дорожному полотну выдерживать большие нагрузки при температуре самого асфальтобетона от +64 до -34 °С. Это свойство доказано и лабораторными, и полевыми испытаниями.

Кстати, сегодня в научно-исследовательском центре применяется более 200 методов испытаний. Один из них состоит в имитации с помощью специальных печей влияния процессов производства асфальта, а также его эксплуатации, с использованием методов краткосрочного и долгосрочного старения. Подобные испытания помогают сформировать отличные рабочие характеристики битума. Далеко не последнюю роль, разумеется, играет также использование высококачественного нефтяного сырья, эффективных модифицирующих добавок и инновационных технологий.
Особое место в процессе подготовки и реализации продукта занимает сотрудничество с дорожно-строительными организациями – совместно с ними решаются вопросы правильного подбора дорожных материалов, производства асфальта и строительства дорог.

Еще одно неоспоримое преимущество битумов, выпускаемых ЛУКОЙЛом, заключается в большом запасе качества по ключевым характеристикам, который закладывается при их изготовлении. Такое решение помогает бороться с проблемой технологического старения битумов, находящей выражение в потере некоторых исходных характеристик при транспортировке и хранении материала, а также во время производства асфальта и укладки дороги. Старение связано с различными факторами, один из которых – взаимодействие с «агрессивным» кислородом. Закладывая запас качества, разработчики добиваются того, что даже при потере некоторых характеристик вяжущее остается стабильным, сохраняя заложенные в него свойства.

Именно детальный подход на всех этапах производства битумов и позволяет компании ЛУКОЙЛ быть одним из отечественных лидеров в этой сфере. Причем развивая данное направление, предприятие не только укрепляет свои позиции на рынке, но и помогает российским регионам следовать Транспортной стратегии РФ, включающей в том числе задачу по формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов.

Автор: С. Бабаева