Шанхай, 7 ноя - ИА Neftegaz.RU. Премьер-министр РФ Д. Медведев провел встречу с премьер-министром Пакистана И. Ханом, которую он назвал хорошей возможностью для обсуждения новых перспективных предложений в двустороннем сотрудничестве.
Встреча прошла во время визита Д. Медведева в Китай в рамках ЭКСПО в г. Шанхай.
Тезисы Д. Медведева:
- Пакистан - крупный и очень перспективный партнер РФ, поэтому такая встреча, безусловно, полезна даже в формате общения на форуме, на ЭКСПО;
- встреча в г. Шанхай - это хорошая возможность для того, чтобы обсудить текущие дела, найти какие-то интересные новые предложения, которые можно было бы реализовать.
Д. Медведев так же пожелал пакистанскому коллеге успехов на новой и весьма сложной работе.
В свою очередь И. Хан поблагодарил Д. Медведева и заметил, что российско-пакистанские отношения вышли на новый качественный уровень.
Российско-пакистанский товарооборот в 2017 г. составил 541 млн долл США, при этом российский экспорт 261 млн долл США, увеличившись на 96%.
Торгово-экономические отношения осуществляются на основе межправсоглашения о сотрудничестве, которое предусматривает режим наибольшего благоприятствования в области торговли и судоходства, осуществление торговых операций с расчетами в свободно конвертируемой валюте.
Правительство Пакистана поддерживает подключение России к региональному проекту строительства ЛЭП CASA-1000 в случае согласия остальных заинтересованных сторон.
Проект предусматривает создание системы передачи электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Афганистан и Пакистан.
Изучается также вопрос целесообразности вхождения российских корпораций в проекты сооружения магистрального газопровода (МГП) Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и МГП Иран-Пакистан.
МГП ТАПИ - очень амбициозный проект.
Помимо решения чисто экономических задач, он призван способствовать решению многолетней региональной проблемы - урегулированию ситуации в Афганистане, а также оздоровлению в целом обстановки в регионе.
Проект получил одобрение России, США и других государств мира, а также международных финансовых институтов, в частности, Азиатского банка развития и Исламского банка развития.
ТАПИ позволит диверсифицировать газовый экспорт Туркменистана, который находится в кризисе, недавно подтолкнувшим Г. Бердымухамедова вести платежи за использование электричества, газа, воды и соли, которые ранее были бесплатными и повысить цены на бензин.
Напомним, что после того, как от импорта туркменского газа отказалась Россия, Китай остался единственным направлением.
Кроме того ТАПИ даст Афганистану средства для решения наиболее актуальных социальноэкономических проблем.
Ожидается, что Афганистан будет получать от реализации проекта транзитные пошлины в размере от 0,4 до 1 млрд долл США/год.
Проект создаст тысячи рабочих мест для афганцев.
Строительство афганского участка ТАПИ началось 23 февраля 2018 г.
Проект настолько важен для Афганистана, что даже проблемы с безопасностью и нападение боевиков на сотрудников расчищавших трассу под газопровод в мае 2018 г. не заставили республику отказаться от планов по его реализации.
Пакистан и Индия, в свою очередь, получат необходимые для экономического развития энергоресурсы и смогут наладить взаимоотношения, которые находятся в неудовлетворительном состоянии.
Строительство пакистанского участка МГП ТАПИ должно стартовать до конца 2018 г.
В декабре 2015 г. началось строительство туркменского участка МГП ТАПИ.
Интерес к проекту ТАПИ проявляют многие государства, банки и компании.
Так, Саудовская Аравия уже инвестирует средства в ТАПИ. Интерес к проекту проявляют Казахстан и Узбекистан.
Участие российских компаний в строительстве МГП ТАПИ, имеющих опыт прокладки подобных магистральных газопроводов, безусловно будет способствовать ускорению реализации проекта.
Проектные параметры МГП ТАПИ:
- пропускная мощность - 33 млрд м3/год или 90 млн м3/сутки газа;
- общая протяженность - 1814 км, в тч по Туркменистану -214 км, по Афганистану - 774 км, Пакистану - 826 км;
- ввод в эксплуатацию в декабре 2019 г;
- ориентировочная стоимость 10 млрд долл США или 5,5 млн долл США/км.
Автор: Д. Савосин