Москва, 3 апр - ИА Neftegaz.RU. Госдума РФ приняла в 1м чтении законопроект по введению налога на дополнительный доход (НДД) от добычи нефти.
Об этом пресс-служба Минэнерго РФ сообщила 3 апреля 2018 г.
Законопроект был разработан Минэнерго совместно с Минфином РФ, причем ведомствам потребовалось много времени, чтобы придти к согласованному решению.
Правительство РФ одобрило законопроект о налоге на дополнительный доход в нефтяной отрасли 23 ноября 2017 г.
Законопроект учел дополнительные поручения, который премьер-министр РФ Д. Медведев дал по итогам совещания в г Ханты-Мансийске.
Ожидается, что закон вступит в силу уже с 2019 г.
НДД представляет собой стимулирующий механизм, который будет учитывать реальную себестоимость разработки месторождения и стимулировать разработку зрелых месторождений.
Это поможет предотвратить падение добычи на зрелых месторождениях, существенно увеличить инвестиции и, в конечном итоге, приведет к росту бюджетных поступлений, в т.ч в региональные бюджеты.
По оценкам Минэнерго РФ, введение НДД позволит вовлечь в разработку порядка 5 млрд т нефти к 2025 г.
НДД будет распространяться на 4 группы месторождений.
1. Новые месторождения с выработанностью менее 5% или с запасами, поставленными на госбаланс в 2017 г и позднее.
Речь идет о новых месторождениях, расположенных полностью или частично в границах республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа (НАО), севернее 65о с.ш полностью или частично в границах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в пределах российской части шельфа Каспийского моря.
Условием для применения НДД является степень выработанности запасов нефти менее 5% или постановка запасов нефти на госбаланс после 1 января 2017 г.
2. Месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
3. Действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% и объемами добычи не более 15 млн т/год.
В эту категорию попадают месторождения Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), ЯНАО, республики Коми.
Степень выработанности запасов нефти по этим месторождениям должна быть в пределах от 10% до 80% при условии, что по состоянию на 1 января 2017 г участок недр находится в разработке не менее 6 лет.
При этом совокупная добыча нефти и газового конденсата за 2016 г по всем участкам недр не должна превышать 15 млн т.
4. Новые месторождения с выработанностью менее 5% с совокупными запасами менее 10 млн т.
В эту категорию включены месторождения в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО и республике Коми.
При этом совокупные начальные извлекаемые запасы нефти и газового конденсата месторождений, стоящие на госбалансе по состоянию на 1 января 2017 г, не должны превышать 50 млн т.
Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородов на участке, уменьшенная на величину фактических расходов (НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т.д).
Налоговая ставка НДД составит 50%.
Чтобы обеспечить бюджетную стабильность, предполагается сохранить уплату НДПИ, но на более низком уровне, чем в ныне действующей налоговой системе.
По новым месторождениям предусмотрено установление льготного периода по уплате НДПИ, перенос убытков текущего периода на будущие, а также учет исторических убытков для новых месторождений новых регионов добычи нефти.
Для пилотного проекта по введению НДД были отобраны 35 участков недр Роснефти, ЛУКОЙЛа, Газпром нефти, Сургутнефтегаза и др компаний, относящиеся к 3й категории.
Ожидается, что переход на НДД указанных участков недр позволит в 2019-2035 гг осуществить более 0,5 трлн руб дополнительных инвестиций и увеличить добычу нефти более чем на 100 млн т.
Бюджетные поступления за указанный период от данной деятельности также увеличатся на почти 1 трлн руб.
Выпадающие доходы бюджета будут наблюдаться только в течение первых 2х лет, а на 4й год они будут полностью компенсированы.