Вашингтон, 1 мар - ИА Neftegaz.RU. ExxonMobil из-за антироссийских санкций в 2018 г намерена начать процедуру выхода из совместных проектов с Роснефтью в сфере поисков месторождений нефти.
Об этом говорится в ежегодном отчете, который 28 февраля 2018 г был направлен Exxon Mobil в Комиссию по ценным бумагам и биржам.
В 2013 и 2014 гг ExxonMobil и Роснефть создали различные структуры для осуществления операций в сфере нефтеразведки.
В 2014 г Евросоюз и США ввели санкции против российского энергетического сектора, которые запрещают западным компаниям использовать современные технологии и оборудование для работы в российской Арктике, работать в РФ на шельфе при глубине моря более 150 м и участвовать в проектах добычи трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), в тч сланцевых углеводородов.
Во 2й половине 2017 г США законодательно закрепили и расширили санкции против России, куда попали еще 33 российских компании и ведомства.
Кроме того Минфин США запретил американским компаниям участвовать в добыче углеводородов на шельфе РФ.
Для любознательных напомним, что, согласно разъяснениям OFAC (Office of Foreign Assets Control), технологические санкции запрещают участие в глубоководных, арктических, сланцевых проектах, начатых после 29 января 2018 г, которые нацелены на добычу нефти в РФ (в море и на суше), где у американского партнера доля участия 33% и более.
В начале 2018 г США снова расширили санкционный список в отношении российских граждан и компаний, анонсировав Кремлевский список.
В отчете отмечается, что ExxonMobil и ее дочки, с учетом изложенного выше:
- будут выполнять все требования законодательства, правила и нормы;
- решение о выходе из совместных проектов было принято в конце 2017 г;
- официально процесс выхода начнется в 2018 г;
- компания намерена выйти из иных совместных с Роснефтью проектов, соглашения по которым были заключены ранее 2013 г;
- в 2017 г долгосрочные активы ExxonMobil в России оценивались примерно в 5,7 млрд долл США, в 2016 г - 4,8 млрд долл США, в 2015 г - 4,7 млрд долл США.
Решение о выходе приведет к чистым убыткам в размере 200 млн долл США.
В период с 2013 по 2014 гг ExxonMobil и Роснефть достигли договоренностей о совместной работе на шельфе Карского моря, Чукотского моря, моря Лаптевых, Черного моря.
Общая площадь участков недр составляет 63,6 млн акров (более 257 тыс км2).
Но в 2014 г ExxonMobil пришлось прекратить бурение на шельфе российской Арктики.
А чуть позже ExxonMobil объявила, что остановит работы по 9 проектам в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с Роснефтью.
В июле 2017 г стало известно, что Минфин США даже начислил ExxonMobil штраф в размере 2 млн долл США под предлогом нарушения введенных ранее Вашингтоном антироссийских санкций.
Руководство компании тогда выразило несогласие с данным решением и заявило было о намерении его оспорить.
Но с властями не спорят, даже в США.
В конце 2016 г ожидания были совсем другие.
13 декабря 2016 г Д. Трамп после мучительного выбора сообщил о том, что решил назначить госсекретарем Р. Тиллерсон.
14 декабря 2016 г глава ExxonMobil Р. Тиллерсон объявил о том, что уходит в отставку, чтобы посвятить себя политике и оставляет на месте руководителя компании своего преемника - нынешнего президента компании Д. Вудса.
Было очевидно, что назначение кавалера российского Ордена Дружбы Р. Тиллерсона избранным президентом США Д. Трампом может растопить лед противоречий между США и Россией, ведь ExxonMobil плотно сотрудничает с российскими компаниями.
Ведь еще в марте 2016 г тогда еще глава ExxonMobil Р. Тиллерсон заявил, что корпорация намерена вернуться в Россию после отмены антироссийских санкций.
Exxon Mobil не скрывала, что российский рынок всегда ей интересен, тем более правительство РФ создает стимулирующие условия для иностранных инвесторов, готовых открывать свое дело в России.
Однако все случилось с точностью наоборот.
Власти РФ в нечеловеческом порыве пытались удержать ExxonMobil.
В сентябре 2017 г правительство РФ одобрило подписание мирового соглашения c ExxonMobil, которая требовала от российского Минфина более 600 млн долл США за переплату налога на прибыль для проекта Сахалин-1.
Но это не остановило американцев.
Напомним, что ExxonMobil рассчитывала в рамках проекта Сахалин-1 получить не только часть уплаченных денег, но и обязать снизить налоговую ставку в 1,5 раза - с 35% до 20%.
От имени России документ подписал министр финансов А. Силуанов.
Детали соглашения таинственно не разглашались.
Кроме ExxonMobil, в проекте принимают участие Роснефть - 20% , ONGC-20% и Sodeco - 30%.
В Роснефти уже успели прокомментировать решение Exxon Mobil о выходе из проектов:
- такое решение было ожидаемым и для Роснефти, и ExxonMobil, поскольку корпорация несет убытки.
- речь не идет о полном сворачивании сотрудничества, а только о шельфовом бурении, текущих проектах, которые не могут быть заморожены, поскольку Exxon Mobil не может выполнит своих обязательств.
Сложно оценить убытки не только Роснефти, но и бюджета РФ, поскольку решение это болезненное.
Отсутствие современных технологий и инвестиций вынуждает Роснефть отказываться от анонсированных ранее проектов.
Если геологоразведка, в тч сейсморазведочные работы, проводятся стахановскими методами, то о бурении особо не слышно.
И хотя В. Путин неоднократно заявлял о том, что санкции не достигли своей цели, конкретно в нефтегазе эти санкции цели достигли.
опрошенных читателей Neftegaz.RU считают, что санкции ударили по нефтегазу, особенно в части добычи и разведки.
Что означает отказ ExxonMobil от сотрудничества с Роснефтью?