В адрес России со стороны американских ведомств вновь поступили ограничительные меры.
На этот раз свои ограничения озвучил Минфин США.
31 октября 2017 г американское финансовое ведомство опубликовало информацию о том, что американским компаниями и гражданам запрещено участвовать и работать на энергетических проектах в РФ.
Минфин США запретил американским компаниям без разрешения прямо или косвенно осуществлять экспорт или реэкспорт товаров, услуг (кроме финансовых) или технологий, используемых для разведки или добычи углеводородов на глубоководном, в том числе арктическом шельфе, а также в проектах, связанных со сланцевыми углеводородами в РФ.
Ограничительные меры будут применяться в отношении подпадающих под американские санкции физических или юридических лиц в РФ, имеющих отношение к энергетическим проектам, реализация которых начнется с 29 января 2018 г или позже.
Позднее OFAC (Office of Foreign Assets Control) дала разъяснения о том, что хотел сказать Минфин США в своем письме
Речь идет о санкциях, которые подписал в августе 2017 г Д. Трамп.
Новые данные от Минфина США - это лишь дополнение.
Как следует из разъяснения OFAC, технологические санкции запрещают участие в глубоководных, арктических, сланцевых проектах, начатых после 29 января 2018 г, которые нацелены на добычу нефти в РФ (в море и на суше), где у американского партнера доля участия 33% и более.
На конкретно газовые проекты санкции не распространяются.
Комментарии OFAC не охватывают ст 257 Закона от 2 августа 2017 г, где речь идет об МГП Северный поток-2 и ст 232 Закона о возможности президента США устанавливать санкции в отношении инвестиций свыше 5 млн долл США в российские экспортные трубопроводы.
Ранее Госдепартамент США обнародовал список российский компаний и ведомств, ведение бизнеса с которым американским компаниями противопоказан.
В список вошли 33 компании.
Новый санкционный список был опубликован на сайте американского ведомства 27 октября 2017 г.
Напомним, 2 августа 2017 г Д. Трамп подписал закон о новых санкциях в отношении России, Ирана и КНДР, согласно которому президент США не может снять те или иные санкции без согласования с Конгрессом США.
Пакет санкций сокращает максимально допустимые сроки предоставления кредитов для российских нефтегазовых компаний с 90 до 60 дней, для банков - с 30 до 14 дней.
Кроме того, закон расширяет ранее введенные секторальные санкции в отношении железнодорожной, металлургической, энергетической и горнодобывающей отраслей.
Сейчас уже и не очень понятно в связи с чем введены очередные санкции, потому что американцы поставили это на поток.
В новейшей истории Запад ввел ограничительные политические и экономические меры в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению некоторых экспертов и даже стран, виноваты в дестабилизации ситуации на Украине.
Власти РФ на западные санкции отвечают, но не зеркально, а выборочно.
Первоначально, санкции были довольно болезненными, особенно вкупе с падением цен на нефть.
Неявная девальвация рубля с 35 руб/долл США до 57 руб/долл США - это финансовое следствие санкций.
Если основных отраслях промышленности Россия потихоньку приспособилась к санкциям, особенно в сельском хозяйстве это позволило даже повысить объем произведенной продукции, то в ряде отраслей промышленности, особенно в нефтегазе и военном судостроении, санкции продолжают быть довольно болезненными.
Под санкции в разное время попали все российские нефтегазовые мейджоры: Газпром, ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, Транснефть, Газпром нефть, Роснефть и НОВАТЭК.
У российских нефтегазовых мейджоров нет достаточных технологий работы на континентальном шельфе, нет морских буровых платформ и денег тоже нет, что существенно осложняет развитие нефтегаза в РФ.
Минэнерго РФ в начале 2015 г сообщило о том, что расходы нефтегазовых компаний на импортозамещение до 2020 г составят до 10 млрд рублей.
Для любознательных напомним, что, к примеру, 6 августа 2014 г США запретили поставлять в РФ морские буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение (ПО) для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления и тд.
Без современных газотурбинных установок (ГТУ) остались некоторые военные судостроительные проекты. Импортозамещение идет, но медленно.