В 2017 г судами обеспечения Северного флота (СФ РФ) в рамках навигационного Арктического завоза было доставлено более 33 тыс тонн материальных средств для 69 подразделений и воинских частей (в/ч) СФ РФ и Минобороны России, которые дислоцируются на континентальном побережье и на островах Барецева, Белого, Карского морей и Моря Лаптевых.
Об этом 14 октября 2017 г сообщает Минобороны РФ.
Ранее, в начале октября 2017 г Минобороны рапортовало о выполнении службами материально-технического обеспечения (МТО) военных округов и флотов планов завоза материальных средств для воинских частей, дислоцированных в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В рамках завоза было доставлено более 1,7 тыс т продовольствия, до 24 тыс т горюче-смазочных материалов (ГСМ), вещевое и медицинское имущество, техника, строительные материалы и другие ресурсы, необходимые для обеспечения деятельности в/ч в автономном режиме до следующей навигации.
Завоз начался вместе с началом летней навигации и продолжался до конца сентября 2017 г.
Кроме обеспечения В/Ч ресурсами, по Северному морскому пути (СМП) в период навигации продолжался и гражданский северный завоз.
В Арктике не всегда эффективно использовать автотранспорт и авиацию для завоза, как это можно сделать в Сибири и на Дальнем Востоке, поэтому арктический завоз обеспечивался различными судами:
- несколькими отрядами судов обеспечения вспомогательного флота, килекторными судами, морскими буксирами, а на ближнее побережье Баренцева и Белого морей - катерами;
- гидрографическими судами, выполнявшими задачи исследований в Арктике;
- специально зафрахтованными транспортными судами;
- нефтеналивными танкерами гражданских морских пароходств.
Об интенсивности работы можно судить по графику БДК №031 «Александр Отраковский», экипаж которого:
- в конце мая 2017 г в Баренцевом море участвовал в учении, проводимом Военной академией Генерального штаба ВС РФ;
- в начале августа в составе отряда кораблей СФ РФ отправился в восточные районы Арктики;
- в начале сентября участвовал в межвидовом учении по обороне важного промышленного объекта на полуострове Таймыр;
- а уже в конце сентября вошел в состав Средиземноморской эскадры РФ.
В 2017 г особенности северного завоза были связаны с ограниченными сроками навигации из-за долгой зимы и возросшим объемом материальных средств, подлежащим доставке на отдаленные объекты.
Необходимость усиления Северного флота РФ и регулярно проводимые в этих акваториях учения - это ответ на вызовы современности, связанные с с и началом разработок в российской арктической зоне, занимающей 21,6% территории страны, крупных нефтегазовых месторождений.
Еще в 2013 г правительство РФ перечислило риски военной безопасности России в Арктической зоне:
- отсутствие боевого опыта в местных условиях;
- нехватка вооружений;
- возможность несанкционированного перехода границы;
- неспособность моментально реагировать на внешнюю агрессию.
Наиболее интенсивно завоз проходил в июле - августе 2017 г, когда ледовая обстановка и гидрометеоусловия наиболее благоприятствовали доставке грузов на необорудованное побережье в Арктике.
Уже несколько лет эффективность завоза повышается снижением обратных порожних рейсов.
Суда, обеспечивающие завоз, нередко на обратном пути загружаются накопленным за многие годы арктическим мусором.
Собранные подразделениями военных экологов бочки из-под ГСМ, техника и оборудование, пакетировалось и компактно загружалось на эти суда.
В сентябре 2017 г, к примеру, на теплоход «Капитан Данилкин», который в привез на остров Котельный ресурсы в рамках программы северного завоза, бойцы - экологи Управления материально-технического обеспечения (МТО) СФ РФ под завязку загрузили пакетированную бочкотару.
В 2016 г на ликвидацию экологического ущерба в Арктике из госбюджета РФ было выделено 1,6 млрд руб.