Если коротко, то 17 июня 2016 г сторожевик (СКР) Ярослав Мудрый БФ РФ прошел в 290 метрах от американского эсминца Gravely, а военморы США в отместку решили сблизиться до 70 метров и подрезать СКР, пройдя на расстоянии 180 метров перед его форштевнем.
Об этом инциденте Минобороны РФ и США поведали лишь 27 июня 2016 г, когда ситуация стала достоянием общественности.
На дорогах можно часто встретить, когда недовольный скоростью или маневрами впереди идущего автомобиля водитель другого авто неожиданно обгоняет его и сам начинает небезопасные маневры.
Но, одно дело на автодороге, другое - на море, где разойтись довольно легко.
Похоже, российские военморы здорово раззадорили американцев.
Факт остается фактом.
На видео видно, что именно ракетный эсминец Gravely класса Arleigh Burke, совершив небезопасные и дерзкие маневры перед форштевнем СКР Ярослав Мудрый проекта 11540 Ястреб.
Если этот инцидент был заранее срежиссирован военспецами РФ, то честь им и хвала.
Эта ситуация довольно позорна для ВМС США.
Следуя правилам, военморы США, имея судно по правой стороне, были обязаны ему уступить дорогу и избегать пересечения курса другого судна у него по носу.
Американцы невынужденно нарушили:
- Международные правила предупреждения столкновений судов, в тч правило 13 «Обгон» и правило 15 «Ситуация пересечения курсов»,
- п 1 ст 3 соглашения США -СССР от 1972 г «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним».
СКР Ярослав Мудрый лишь 1 июня 2016 г отправился в дальний поход в Средиземноморскую эскадру, поэтому американцы, вероятно, решили попугать новичка.
Но Сторожевик Ярослав Мудрый не раз был в дальних походах и повадки американцев знает.
На море был штиль, светило солнце, поэтому вероятность столкновения была минимальной, но это видео - весомый аргумент для обывателей всего мира в пользу того, что именно США нагнетают обстановку во всем мире.
Понять бравых моряков США можно, потому что эсминец Gravely находился в боевом охранении авианосца Трумэн, который совершал патрулирование в Восточном Средиземноморье в 9 км от места инцидента.
Возможно, американцы пытались заставить СКР РФ изменить курс.
Потому что, следуя этим курсом в международных водах постоянным курсом и скоростью, без какого-либо опасного маневрирования по отношению к эсминец Gravely, СКР Ярослав Мудрый, теоретически, мог подойти на опасное расстояние к авианосцу.
Американцы не могут представить свое видео, показывающее опасные и непрофессиональные маневры СКР РФ, поэтому правда на стороне российских военморов, и это печалит политиков США.
Противостояние ВМФ флотов США и РФ в Средиземном море имеет давнюю историю.
5я оперативная эскадра ЧФ СССР была создана в 1967 г.
На постоянной основе в ее составе в Средиземном море находилась до 50 надводных и подводных кораблей!
Обыватели знают, что присутствие 5й эскадры черноморского флота СССР исключило участие 6го флота ВМС США в 6-дневной войне на стороне Израиля против Сирии и Египта.
А потом случился 1989 г, когда на теплоходе М. Горький у причала г Валетта на Мальте, Д. Буш уговорил доверчивого М. Горбачева сдать Восточную Европу, честно пообещав не эксплуатировать - ни политически, ни пропагандистски - события в Восточной Европе в ущерб Советскому Союзу.
М. Горбачеву попросить бы бумажку с таким утверждением у Д. Буша или видео снять, как сейчас, так нет же - бумажку не попросил и видео не снял.
Сейчас американцы, наплевав на все данные М. Горбачеву обещания, активно эксплуатируют те события в ущерб РФ, а ранее - СССР.
В декабре 1992 г после развала СССР 5я эскадра ЧФ РФ была расформирована.
Более того, отторжением Украины от кооперации с Россией, американцы, казалось, поставили крест на возрождении военно -морского флота РФ, потому что все современные судовые газотурбинные установки в СССР традиционно производились на украинских предприятиях.
Но, РФ потихоньку налаживает производство судовых ГТУ, в тч в кооперации с другими партнерами, такими, как Китай.
Позиции России в Средиземноморье стремительно ухудшались.
Дело дошло до того, что Израиль отказал Газпрому в покупке газа с месторождения Тамар, несмотря на его избыток, с учетом Левиафана и других перспективных участков недр.
А после того, как Б. Аль-Асад не принял проект строительства магистрального газопровода (МГП) Катар -Сирия, предложив взамен альтернативную систему транспортировки углеводородов на Ближнем Востоке («политика 4х морей», представленная в начале 2011 г), стало ясно, присутствие ВМС РФ на Средиземноморье нужно возрождать.
В 2012 г ВМС РФ вернулись в Средиземное море, проведя там крупнейшее с момента распада СССР учение.
В марте 2013 г на расширенном заседании руксостава ВС РФ С. Шойгу поведал о том, что принято решение о формировании управления оперативного соединения ВМФ в средиземноморской зоне, где силы флота будут находиться на постоянной основе.
Силенок на создание эскадры в составе 50 кораблей сейчас у РФ нет.
Поэтому ныне в Средиземном море на постоянной основе находится постоянно меняющееся межфлотское соединение кораблей, неофициально именуемое Средиземноморской эскадрой.
Присутствие Средиземноморской эскадры немедленно изменило расклад сил в регионе, усилив там позиции РФ.
Без Средиземноморской эскадры России было бы гораздо сложнее провести операцию ВКС РФ в Сирии, да и Запад вел бы себя там гораздо агрессивнее.
Впервые с 1992 г США теряют инициативу в этом регионе, да и не только в этом:
- Brexit показал шаткость ЕС, хотя американцы, конечно, не позволят Велмикобритании выйти из состава Евросоюза, потому что это будет катастрофа для американской политики,
- Р. Эрдоган извинился перед РФ за сбитый СУ-24. Он заерзал,потому что теряет доходы от контрабанды нефти у ИГИЛ и видит проблемы в отношениях с ЕС,
- США вынуждены активизировать борьбу с ИГИЛ, чтобы все лавры победителя не достались России.
А пока бравые военморы РФ и США делают свое дело.
Делают профессионально, в любую погоду, в любое время суток.
Независимо от гражданства - это профессионалы, стоящие на страже интересов своих стран.
Лучше, если бы такие маневры делались в рамках совместных учений, но, пока политика не позволяет.