Россия пока не принимала решения по отказу от проектов по строительству магистральных газопроводов (МГП) Турецкий поток и Южный поток.
Об этом 7 июня 2016 г сказал В. Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху.
Говоря о экспортных маршрутах по дну Черного моря В. Путин сказал, что есть известные трудности политического характера с Турцией, но окончательно Россия не отказывалась ни от одного из проектов.
Россия ждет прояснения позиции Еврокомиссии по этим проектам.
Нам нужна только ясная позиция Еврокомиссии - ясная, понятная, однозначно понимаемая. Этого нет пока, ни по одному из этих проектов, сказал В. Путин.
МГП Южный поток мощностью 63 млрд м3/год газа должен был обеспечить транспортировку российского газа в Европу через Болгарию и Сербию.
Реализацию проекта по строительству МГП Южный поток Россия свернула в декабре 2014 г из-за разногласий с ЕС и позиции Болгарии, которую В. Путин назвал безумной.
Действительно, под давлением ЕС Болгария лишила себя инвестиций в размере 3 млрд евро, а также ежегодных платежей за транзит - еще 400 млн евро/год.
Болгария несколько раз пыталась вернуться к проекту, но до окончательного решения, позволившего бы возобновить строительство МГП Южный Поток, дело не доходило.
В апреле 2016 г Газпром представил новый вариант реанимации проекта, по которому морской участок МГП может быть начат с Крымского полуострова.
Россия и Турция объявили о планах построить МГП Турецкий поток 1 декабря 2014 г.
Мощность газопровода должна была составить 64 млрд м3 газа, но потом заявленная мощность была снижена в 2 раза.
Проект буксовал и по другим направлениям, в первую очередь из-за ценовых разногласий между Газпромом и турецкой стороной.
В результате, в декабре 2015 г глава Минэнерго РФ А. Новак сообщил, что реализация проекта строительства газопровода Турецкий поток приостановлена.
Причем здесь также сыграл свою роль Евросоюз, в декабре 2015 г В. Путин заявил, что Россия ждет от турецких коллег бумажку из г Брюсселя.
Трагедия с российским Су-24 сильно осложнила российско-турецкие отношения и перспективы реализации МГП Турецкий поток стала еще более призрачными.
Однако, со стороны Турции звучали призывы к продолжению переговоров по МГП Турецкий поток.
В январе 2016 г министр энергетики и природных ресурсов Турции Б. Албайрак сказал, что Турция надеется на продолжение реализации существующих энергетических проектов с Россией.
А феврале 2016 г замглавы турецкой миссии в г Вашингтоне Т. Тунджер сказал, что Турция надеется возобновить переговоры с Россией по дальнейшей реализации проекта Турецкий поток.