Не мытьем, так катаньем Саудовская Аравия решила заставить Иран снизить экспорт нефти и ограничила иранским танкерам доступ в свои территориальные воды.
Об этом 5 апреля 2016 г сообщили западные СМИ, которые, в свою очередь, ссылаются на свои источники в трейдерских кругах.
По информации трейдеров, Саудовская Аравия и Бахрейн решились на кардинальные меры и ограничили передвижение иранских нефтеналивных танкеров в своих территориальных водах.
Более того, страны ограничили доступ Ирану к своим портам, а суда, которые указывают иранские порты, как конечный пункт назначения, должны получить согласие властей Саудовской Аравии и Бахрейна на вхождение в их территориальные воды.
Отметим, что флот Ирана состоит из 47 нефтеналивных танкеров, в т.ч, около 20 закупленных в последние 2 года, включая танкеры типа ULCC.
Что ж, видимо саудиты решились на кардинальные меры, раз ничего другого не остается.
Отношения между 2 странами, мягко говоря, напряженные.
Иран, который вышел из-под гнета санкций, намерен восстановить свою долю на мировом рынке нефти, а вот Саудовская Аравия этой позиции не разделяет.
Страну понять можно - она забрала себе львиную часть покупателей, а так же увеличила квоту на добычу за счет Ирана.
Сегодня Иран требует сатисфакции и намерен идти на любые шаги, дабы восстановиться, как птица Феникс.
Страна намерена в течение 2016 г довести экспорт нефти и газового конденсата до досанкционного максимума.
В феврале 2016 г Иран увеличил экспорт нефти до 1,4 млн барр/сутки.
По итогам марта 2016 г страна увеличила экспорт нефти и газового конденсата до 2 млн барр/сутки.
И это не может не печалить саудитов, которые сначала заявили о готовности присоединится к заморозке нефтедобычи и даже выступили чуть ли не в роли Данко.
Однако ближе к встрече в Катаре, позиция Саудовской Аравии изменилась.
1 апреля 2016 г принц Саудовской Аравии М. Салман заявил, что королевство присоединится к заморозке, если другие страны, в том числе и Иран, заморозят нефтедобычу.
На первоапрельскую шутку это непохоже, да и саудиты не те люди, которые шутят.
А вот Иран занял позицию жертвы обстоятельств - из-за санкций нас обделили, теперь мы должны вернуть утраченное.
Страна не против принять участие во встрече в Катаре и даже поговорить с коллегами о заморозке нефтедобычи, однако присоединятся к этой затее исламская республика не намерена.
Глава Минэнрего РФ А. Новак заявил, что у Ирана - особые условия, которые ранее были обозначены на встрече в Катаре в феврале 2016 г.
И по его словам, Иран присоединится к заморозке нефтедобычи, когда нарастит добычу нефти до 4 млн барр/сутки.
С этим, видимо, не согласились саудиты, и перекрыли свои порты и доступ в территориальные воды.
А между тем, аналитики утверждают, что из всех нефтедобывающих стран, договариваться сегодня нужно не с Ираном, а с Саудовской Аравией.
Только она реально может нарастить добычу нефти.
Напомним ,что 16 февраля 2016 г в г Дохе Россия, Саудовская Аравия и Катар договорились о заморозке добычи нефти на уровне января 2016 г.
После ряда переговоров было решено провести встречу 17 апреля 2016 г в Катаре, на которой страны юридически зафиксируют заморозку нефтедобычи.
31 марта 2016 г Катар сообщил, что участие во встрече по заморозке нефтедобычи подтвердили свое участие 12 стран.