Глава ExxonMobil Р. Тиллерсон подробно поразмышлял на тему текущего состояния нефтяной промышленности, выделив ситуацию с ценами на нефть, роли ОПЕК и саудитов, и влияния на рынок североамериканской сланцевой нефти и тяжелой нефти.
Об этом он поведал 5 сентября 2015 г журналистам в далекой Америке.
Скажем сразу, объективно, ничего хорошего для обывателей России он, к сожалению, не сказал.
Падение цен на нефть выглядит во многом, как повторение 1980х гг.
Предложение серьезно опережает спрос.
Это так.
Но у нынешнего кризиса есть 1 совершенно беспрецедентная и весьма непредсказуемая особенность - сравнительно легкий доступ к финансированию и финансовые инструменты, которые ранее просто не были доступны в промышленности.
Именно возможность относительно простого финансирования и задерживает восстановление цен на нефть и делает его непредсказуемым.
Это одна из главных причин падения цен на нефть.
ExxonMobil не ожидает роста цен на нефть, более того, вероятно дальнейшее ее снижение, поэтому и планирует свои инвестиции соответственно.
Низкая стоимость денег, большое количество частных денег, низкие процентные ставки.
В начале многие из обычных игроков нефтяного рынка были в довольно плохой форме, затем они получили внезапные вливания, в тч от банков или частных инвесторов.
Это сильно ошеломило несгибаемого Р.Тиллерсона.
Люди, имея низкую стоимость инвестиционных ресурсов неистово рискуют, потому что нефтянка всегда казалась очень успешным вложением.
И риски пока их не пугают.
Но, только пока.
По мнению Р. Тиллерсона, ОПЕК и Саудовская Аравия, в частности, не сдались и не отдали свою роль управления нефтяным рынком.
Саудиты прекрасно понимают масштабы проблемы, созданной текущими рыночными условиями и пытаются нащупать пути решения, принимая различные решения, иногда не заметные обывателям.
Р.Тиллерсон жестко напомнил ребятам из г Вашингтона, что саудиты - лучшие друзья США.
Именно глава Миннефти саудитов А.Аль-Наими в свое время признал, что цена на нефть в 140 долл США/барр - это тоже не хорошо.
Тогда Саудовская Аравия выбросила на рынок дополнительные 2 млн барр /сутки нефти, охладив рынок.
Для любознательных напомним об извечном споре саудитов с Ираком, который еще в 2012 г считал, что справедливая цена на нефть составляет 150 долл США/барр.
Сейчас ситуация проще не стала.
И что, саудиты теперь должны сожалеть о том, что в свое время они вложили многие млрд долл США в развитие производства нефти? - грозно вопрошает Рекс.
Стало сложно определить эластичность цены на нефть и предельное падение стоимости барреля.
Казалось, что равновесной ценой ныне является 60 долл США/барр, но жизнь показывает, что это пока не так.
Еще на саммите ОПЕК в г Вене в июне 2015 г дальновидный Р.Тиллерсон предупреждал обывателей о том, что падение цен - устойчиво.
Североамериканские горючие сланцы и тяжелая нефть, по мнению Р.Тиллерсона, это важный фактор влияния на мировой рынок даже в нынешних условиях.
Ресурсная база есть.
Есть стремление производителей снизить расходы на добычу.
Будет конкуренция.
Но даже сейчас часть продукции может конкурировать на мировом рынке.
Непринужденно Р.Тиллерсон поведал о неравенстве , но, не о неравенстве в обычном понимании этого слова, а о неравенстве инвестиционных возможностей месторождений сланцевой нефти и сланцевого газа в Баккене и Перми и тд.
Закончилось все банально.
Ребята, вкладывайте деньги не в сберкассу, а в месторождения нетрадиционной нефти в Северной Америке, несколько противореча самому себе, заключил Р.Тиллерсон.
Это доказано, это надежно.
Как справедливо заметил, играя словами, наш приятель, острый на язык D. Harbour из Northern Gas Pipelines, Р.Тиллерсон предлагает американцам подумать больше об инвестициях в добычу, чем о безудержном выжимании масла из турнепса.
Вы согласны с тезисами Р.Тиллерсона?