Растущее напряжение в отношениях с Россией негативно влияет на транспортную отрасль промышленности Латвии.
Таков рефрен доклада Минтранса Латвии, который 24 марта 2015 г рассматривается в правительстве страны.
Латвия, в 1ю очередь, теряет транзитные потоки угля и н/продуктов, приходящие из России в порты и по железной дороге.
Доля транзитных грузов в порту Вентспилс наиболее высока, поэтому 2-сторонние санкции Россия-ЕС более всего ударяют по его экономическим показателям.
В 2014 г грузооборот порта снизился на 8,9%.
Количество навалочных грузов в порту в 2014 г снизилось на 22,9%, в тч объем переработанного угля - на 21,4%.
Вентспилс переработал в 2014 г на около 1,6 млн тонн угля меньше, чем в 2013 г.
Как известно, Уралвагонзавод производит танки, в тч глубоко модернизированные Т-72Б3, которые имеют прекрасные тактико-технические данные.
Т-72Б3 отличают модернизированная система управления выстрелами с цифровым баллистическим вычислителем, прицел с лазерным дальномером и системой управления ракетами против танков, современные цифровые средства связи.
Танкисты ныне легко сходу стреляют управляемыми снарядами.
Это печалит Запад, и против УВЗ введены санкции.
Однако Уралвагонзавод дружен с угольной компанией Заречная В. Нусенкиса, которая была одним из главных поставщиков угля для перевалки в порту Вентспилс.
Потери порта от непоставок угля из России составили около 0,5 млн евро /мес.
В 2014 г объем транзита угля и н/продуктов через порты Латвии составил 46,33 млн т, по ж/д - 32,56 млн тонн.
Потеря 1 млн евро в ж/д транзите - потеря 0,75 млн евро валовой прибыли, 30 рабочих мест и 0,22 млн евро налогов, и убытки 2,39 млн евро для участвующих в перевозках компаний.
Теоретически Россия может ужесточить транзитные потоки, административно введя различные ограничения, неожиданно начав планово - предупредительный ремонт (ППР) на основных транзитных трассах, изменить тарифы и многое другое.
Это усугубит ситуацию в деловом и туристическом секторе экономики Латвии.
Удивительно, что Россия этого еще не сделала.
Это показывает нечеловеческую миролюбивость России, хотя и роль Прибалтики в отношениях с Россией не нужно преувеличивать.
Оборот транспорта и коммуникаций по данным латвийской госстатистики составляет около 2,3 млрд евро.
Доходы от экспорта услуг по транзиту грузов в 2013 составили 895 млн евро.
Общая выручка от обработки транзитных грузов составила 3,8% ВВП.
В этом секторе трудится более 73 тыс человек, при общей численности населения Латвии чуть менее 2 млн чел.
Санкции Запада, которые введены против России из-за Крыма и поддержки сепаратистов Донбасса, должны были добавить трудностей России и, в конечном итоге, ослабив, вынудить отдать обратно Крым и не поддерживать ДНР и ЛНР.
В действительности, все оказалось не так.
Запад ополчился против России не 1й раз.
Россия не единожды воевала за Крым.
Донбасс - столица угольной промышленности СССР, и вряд ли Россия перестанет посылать гумконвои в Новороссию.
В 2014 г санкции нанесли немало вреда России, но и принесли ряд положительных моментов.
Главное - то, что граждане России получили образ внешнего врага, что положительно сказалось на национальной идее, изрядно потрепанной коррупцией в России.
Народ в одночасье забыл о стремительно разбогатевших на общенародной собственности отдельных граждан, рейтинг В.Путина стал стремительно расти.
В.Путин в глазах населения стал Человеком, который вернул Крым.
Все остальное - дело техники.
Страну с гигантской территорией, ресурсами и монолитным населением победить невозможно, поэтому санкции продолжать бессмысленно.
Рубль стал потихоньку стабилизироваться, хотя и ослабев в 2 раза, министры повеселели и опять готовятся к привычному распределению бюджета, инвесторы, как грачи, потянулись в Россию.
Справедливо и то, что волатильность рубля позволила отдельным компаниям, к примеру, Роснефти, и ряду граждан, держателе государственных ценных бумаг в отдельных случаях неплохо заработать, порядка 7 центов/долл.
В России вынужденно стали больше покупать отечественных продуктов и товаров, что привело к росту российских компаний в этих отраслях промышленности.
Нужно ли Латвии столь послушно продолжать двигаться в русле санкций Запада против России?