Заместитель председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу М.Шефчович 4 февраля 2015 г заявил, что пришедший на смену Южному потоку проект строительства МГП Турецкий поток является экономически несостоятельным.
В этом европейский чиновник сильно напомнил главу украинского Нафтогаза А.Коболева, который 15 января 2015 г заявил, что проект МГП в Турцию, через который Газпром планирует осуществлять транзит газа в Евросоюз, не имеет экономического смысла и создает риски технических сбоев, при этом не предлагая никаких преимуществ.
А.Коболев при этом пояснил, что украинская ГТС намного привлекательней нового МГП с финансовой точки зрения.
В этом с А.Коболевым согласиться можно, поскольку в СССР строили очень надежные системы.
Модернизация украинской ГТС в разы дешевле строительства нового магистрального газопровода, особенно с морским участком.
Такую словесную активность М.Шефчовича можно объяснить тем, что 3 февраля 2015 г посол Турции в России заявил о старте технической реализации МГП Турецкий поток.
И российская, и турецкая сторона приступили к технической части проекта, теперь взаимодействие будет продолжаться и в дальнейшем наращивать обороты.
Также в ходе выступления М.Шефчовича стало известно, что Евросоюз еще не успел согласовать схему общих закупок газа.
В западной части Европы поддерживают рыночные механизмы и договоренности между компаниями.
На востоке же ратуют за коллективные закупки.
Еврочиновник при этом подчеркнул, что сжиженного газа больше как раз на западе Европы, там более взаимосвязанный рынок, а рыночные механизмы работают достаточно хорошо.
Газовые компании ведут переговоры и работают на рыночных принципах.
В центре и на востоке Европы совершенно другой опыт.
Объясняется это тем, что у них переговорная позиция более сложная, считает М.Шефчович, они подписывают долгосрочные контракты с трудными условиями и статьями.
М.Шефчович уверен, что эти позиции необходимо примирить.
Теперь европейским чиновникам предстоит подробнее изучить, на каком основании можно применить такую схему.
М.Шефчович пояснил, что это должно проходить на добровольной основе, при соблюдении европейских правил конкуренции и соблюдении обязательств перед ВТО.
Нужно больше времени для изучения, будет ли такая схема возможной при таких обстоятельствах и принесет ли она выгоду, которую ожидают страны-члены, заявил вице-председатель Еврокомиссии.
Напомним, что 27 января 2015 г стало известно, что Газпром определился с маршрутом магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток по дну Черного моря.
1я нитка МГП мощностью 15,75 млрд м3 газа придет на территорию Турции уже в декабре 2016 г.
Мощность 4 ниток МГП подтверждена на уровне 63 млрд м3/год газа.
660 км нового МГП пройдет по маршруту отмененного МГП Южный поток, а 250 км будет проложено по новому коридору по направлению к европейской части Турции.
Известно, что Газпром самостоятельно должен реализовать морскую часть проекта.
Хитрые представители турецкой стороны согласилась лишь на совместное участие в строительстве газотранспортных мощностей на сухопутной территории Турции.
Ранее, 1 декабря 2014 г на пресс-конференции с Р.Эрдоганом президент России В.Путин сообщил о приостановке участия РФ в проекте МГП Южный поток.
Стоит отметить, что после отказа российской стороны от проекта МГП Южный поток бывшие участники проекта резко заволновались, оценив все экономические последствия такого маневра для себя.
Еврокомиссия инициировала создание рабочей группы для обсуждения аспектов газоснабжения.
Ее первое заседание пройдет 9 февраля 2015 г в Болгарии.