Какие действия предпримут потребители ж/д нефтеперевозок, в ответ на увеличение тарифов.
Напомним, правление РЖД решило с 1 января 2014 г повысить тариф на экспортные перевозки грузов на 13,4%.
Через сухопутные пограничные переходы и припортовые станции.
Решение для РЖД насущное, ведь по заявлению В. Якунина данным им ещё до принятия правительством РФ соответствующих поправок, отказ от индексации тарифов грозит РЖД убытками в 60,1 млрд руб, проще говоря компания недосчитается 93,2 млрд руб выручки.
Ситуация серьёзная, из-за нехватки средств РЖД запланировало увольнение 62 тыс сотрудников, а инвестпрограмма сократится почти в 7 раз (до 56,6 млрд руб).
Отметим однако, что тарифы РЖД на перевозку нефти не планировалось замораживать и раньше.
Однако, речь, во всяком случае в сентябре шла лишь о 6 % увеличения стоимости перевозок.
Понятно, что подобное повышение не могло остаться без реакции самих потребителей услуг железнодорожных нефтеперевозок.
В свете сложившихся обстоятельств, для них существует несколько путей решения минимизации затрат.
1) Сократив перевозку облагаемых дополнительным тарифом грузов, перенаправить на экспорт продукцию, которая не вошла в перечень.
Это дизельное топливо и энергетические газы, перевозимые через сухопутные переходы, а также газовый конденсат через пограничные переходы и припортовые станции Дальневосточной и Калининградской железных дорог.
Поскольку весь перечень относится к продукции нефтепереработки, здесь необходимо проанализировать основные схемы поставок с НПЗ, где они перерабатываются.
2) Перейти, где это возможно и коммерчески оправдано, на другие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Здесь опять-таки необходимо проанализировать географию и логистику поставок.
Напомним, в стране много маршрутов, откуда нефть и нефтепродукты везут именно в вагонных цистернах:
Ачинский НПЗ (более 5 млн т), вывоз грузов со станций Суховская и Суховская Южная в Иркутской области близ Верхнечонского месторождения (5,4 млн т), со станций Уяр Красноярской ж/д и Дземги на Дальне-восточной ж/д (5,28 млн т). Также предлагается к вывозу 2,2 млн. т с Самарской группы НПЗ и 2,57 млн. т со станции Дземги
3) Договориться с РЖД о скидках на объёмы.
Напомним, повышение тарифов коснётся, прежде всего, основных потребителей железнодорожных нефтеперевозок.
Крупнейшим клиентом РЖД является Роснефть, которая в 2012 г перевезла по железной дороге 42,3 млн т нефти.
Вероятнее всего в связи с ростом тарифов Роснефть опять будет требовать скидку.
Не факт, что удастся, однако попробовать стоит.
Напомним, в сентябре 2012 г Роснефть и РЖД казалось уже договорились об определённых преференциях на снижение стоимости тарифов на перевозки нефти в Китай при достижении объёма 5 млн т.
Однако, РЖД посчитала требования Роснефти неприемлемыми.
Практика показывает, что договариваться о скидках можно не только напрямую с РЖД.
Наиболее действенное решение - задействовать административный ресурс, который у российских нефтяных мэйджоров традиционно силён.
Как показала история разногласий с Транснефтью, письма И. Сечина к В. Путину находят свой отклик.
К возможным рекомендациям президента вести себя поскромнее, в плане установки тарифов, В. Якунин прислушался бы очень внимательно.
Однако, учитывая, что перевозка нефти и нефтепродуктов является серьёзной статьёй доходов РЖД, за изменение тарифов в сторону уменьшения всё-таки придётся побороться, тем более что аргументов у В. Якунина, как было упомянуто выше, более чем достаточно.