Китай серьезно заинтересован в присутствии в Арктике.
Это связано не только с транспортировкой грузов в Европу.
В Арктике гигантские запасы углеводородов, за которые можно побороться.
Судно Yong Sheng под гонконгским флагом вышло 8 августа 2013 г из китайского порта Далянь с конечной точкой маршрута Роттердам.
Однако его маршрут проходит не через Индийский океан и Суэцкий канал по трассе , известной, как Южный Морской Путь, а через Берингов пролив и Северный морской путь (СМП).
Путешествие протяженностью 22 тыс км из п Даляня в порт Роттердам по ЮжМорПути займет около 48 дней, если, конечно, пираты не захватят судно.
Если все пойдет по плану, Yong Sheng станет 1-м в истории китайским судном, которое доберется до Европы через Арктику, сократив время в пути на 2 недели - с 48 до 35 дней.
В Китае называют СМП самым выгодным маршрутом доставки китайских товаров на европейский рынок.
По мере таяния льдов в Артике, СМП превращается во все более реальную альтернативу привычному Южному Морскому Пути через Суэцкий канал.
Всего за 4 г количество выданных разрешений на проход по СМП выросло в разы.
Если в 2010 г их было всего 4, то летом 2013 г - около 400.
Эксперты ожидают, что число рейсов по СМП будет только расти.
Но одним лишь судоходством интересы Китая в Артике не ограничиваются.
Китай активно укрепляет отношения с Исландией, надеясь через нее получить доступ к месторождениям арктического шельфа.
Почему Исландия?
Власти Исланди, несмотря на протесты экологов -активистов, тоже имеют планы добычи углеводородов на шельфе и уже выдали 2 лицензии на разведку нефтяных месторождений в секторе Дреки
С июня 2013 г CNOOC и исландская Eykon Energy договариваются с властями Исландии о добыче нефти и природного газа на шельфе островного государства.
Китайское посольство в Рейкьявике - самое большое из всех дипломатических представительств в Исландии.
Ранее, попытка китайцев договориться с российскими компаниями о совместной разработке арктического шельфа успехом не увенчалась.
В летом 2012 г в 3-месячном походе по СМП отметилась 5-я Китайская арктическая экспедиция.
Китай не имел разрешений на ведение научно-исследовательской деятельности ( гидрографические исследования, топографическую привязку) в исключительной экономической зоне России, что является нарушением и российского законодательства, и международного морского права.
Но пренебрег этим
А зачем Китаю украинский ледокол, который был взят в аренду в 2012 г?
На шельфе Арктики могут залегать около 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов газа.
Нефтяные запасы Арктики оцениваются в 90 млрд баррелей.
Запасы природного газа составляют 33% от мировых.
Эксперты предполагают, что торговый маршрут по СМП буде на 20% экономичней по сравнению с использованием ЮжМорПути.
К 2030 г около 25% всех грузов из Азии в Европу будут перевезены по СМП.