Минэнерго РФ предлагает снизить цену на бензин за счет понижения его экологического качества.
Это подразумевает увеличение производства Евро-3 (АИ-80) за счет уменьшения производства Евро-5 (АИ-95, АИ-97).
Напомним, что акцизы на бензины Евро-3 составляют 9750 руб/т, а на Евро-5 - 5750 руб/т.
Нефтегазовый обыватель может увидеть в стремлении Минэнерго РФ увеличить долю дешевого бензина некий фискальный смысл. При росте выпуска Евро-3 сбор акцизов может существенно увеличиться.
Экологические преимущества Евро-5 известны.
Снижение содержания серы в топливе влияет на снижение автомобильных выбросов, более высокое цетановое число повышает воспламеняемость топлива, что сокращает время запуска двигателя в холодную погоду и обеспечивает его стабильную работу.
Переход на топливо класса Евро-3 позволяет автомобилистам экономить топливо и положительно сказывается на экологической ситуации за счет полноты сгорания топлива и снижения уровня дымности.
Однако снижение акцизов существенно снижает доходы госбюджета. К примеру, дефицит бюджета России в 2012 году составил 12,82 млрд рублей, или 0,02% ВВП.
Производство бензина в России в 2012 году составляло порядка 60 млн т.
Условно говоря, такой дефицит можно перекрыть увеличив производство Евро-3 на 3,2 млн т. Что в масштабах страны вполне реально.
Но не нужно забывать, что это может привести к росту цен на АЗС.
При этом значительно увеличить производство бензина вряд ли удастся.
Тем не менее еще в июне 2013 г. Минэнерго РФ рекомендовало нефтяным компаниям рассмотреть возможность увеличения производства бензина класса Евро-3 за счет снижения выпуска топлива класса Евро-5.
По мнению Минэнерго РФ, это увеличит объем выпуска бензина, что приведет к восстановлению баланса спроса и предложения на топливном рынке и к снижению цен.
Представители нефтяных компаний, в свою очередь, заявляют, что возврат к выпуску бензина Евро-3 на большинстве заводов технологически возможен, но увеличения общего объема выпуска бензина не произойдет.
К тому же для НПЗ потребуется время на получение от Ростехнадзора декларации техрегламента, разрешающей заново производить Евро-3.
13 августа ФАС занялась изучением причин роста цен на бензин в июле 2013 г. Если антимонопольщики решат, что в этом виноваты нефтяные компании, ослушники будут наказаны рублём.
В конце июля 2013 г спрос на автомобильный бензин на бирже превысил предложение в 3 раза, а цена поднялась до 38 тыс -39 тыс руб за 1 т топлива, рассказал начальник управления контроля ТЭК ФАС Д. Махонин.
ФАС заинтересовалось также и переориентированием НК перед осенним закрытием своих НПЗ на плановый ремонт с внутреннего рынка на экспорт.
«Действия будут - это однозначно. Решение возбудить дело или вынести рекомендации нефтяным компаниям примет руководство ФАС в ближайшее время», - заявил Д. Махонин.
Нефтяные компании обязались увеличить запасы бензина с нынешних 1,25 млн т до 1,7 млн т.
А кроме того, продать в августе топлива почти на 10 % больше, чем в июле.
На прошедшем 8 августа 2013 г в Минэнерго РФ заседании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России нефтяным компаниям было поручено восполнить дефицит автобензинов на внутреннем рынке.
Напомним, 2 августа 2013 г Минэнерго РФ и ФАС на предыдущем заседании штаба настоятельно рекомендовали снизить экспорт бензина.
По сути говорили о том же, только другими словами.
Снижение экспорта топлива - означает неминуемое увеличение его внутри страны.
Похоже, Минэнерго РФ придется вернуться к практике проведения еженедельных заседаний Штаба, практиковавшейся с конца ноября 2011 г до середины осени 2012 г.