Руководство Транснефти, уверено, что причина дефицита топлива кроется в более чем активной экспортной политике Роснефти.
Заметим, что такого же мнения придерживается и Минэнерго РФ, пришедшее к тем же выводам 2 августа 2013 г на совещании штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. Минэнерго и ФАС настоятельно рекомендовали снизить экспорт бензина. Во 2-м квартале 2013 г произошло увеличение экспорта бензина на 56,3%, до 1,61 млн т бензина.
В письме вице-премьеру А. Дворковичу глава Транснефти Н. Токарев сообщил, что потребности региона в бензине могут обеспечить принадлежащие Роснефти Комсомольский и Хабаровский НПЗ.
Однако Роснефть предпочитает отправлять свою продукцию за рубеж.
К примеру, из произведенных на Комсомольском НПЗ в 2012 г 6 млн тонн топлива была экспортирована почти половина – 2,7 млн тонн.
Н.Токарев также напомнил, что доля затрат на транспортировку нефти для Дальнего Востока трубопроводным транспортом в цене топлива составляет только 4,7 % и, таким образом, мало влияет на дефицит топлива в регионе.
Напомним, президент В. Путин во время прямой линии с народом в мае 2013 г, дал поручение обеспечить Дальний Восток автомобильным топливом по доступным ценам.
Первым ещё в мае отреагировал И. Сечин.
В своём письме В. Путину он изложил проблему следующим образом:
Согласно данным Роснефти, компания производит самое дешевое топливо на Дальнем Востоке, а ее доля в рознице и мелком опте составляет 28% и 52 %, соответственно. При этом удовлетворить потребности региона в бензине мешает тарифная политика Транснефти: трубопроводная монополия отказывается предоставлять льготы компаниям, которые инвестируют в регион.
Роснефть не одобряет предоставление доступа к экспорту нефти по ВСТО ЛУКОЙЛу и Башнефти, мотивируя это тем, что компании не поставляют топливо для нужд Дальнего Востока.
С этим согласиться сложно, особенно антимонопольному ведомству.
Еще больше обижает И.Сечина необходимость Роснефти нести бремя финансирования отвода от ВСТО до Комсомольского НПЗ в объеме 53 млрд руб.
В нынешнем письме Н.Токарев ответил И.Сечину.
Сложно назвать причиной топливного кризиса на Дальнем Востоке противостояние 2-х бывших разведчиков, но противостояние это, действительно, есть.
22 июля 2013 г Транснефть ждет копию договора Роснефти с Китаем о поставках нефти в течение недели, а уже 1 августа ФАС РФ и нефтяные компании, во главе с Роснефтью, добились раскрытия сведений о пропускной способности МНП Транснефти.
2 августа 2013 г ФСТ опубликовала проект постановления правительства РФ, в соответствии с которым затраты на развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов будут включены в тарифы на услуги Транснефти.
В начале 2011 г в России уже была похожая ситуация с топливом.
Тогда В.Путин вынес следующий вердикт: причина роста цен проста – грубо извлечь необоснованную прибыль.
В настоящее время признаков топливного кризиса в регионе не наблюдаются, говорят эксперты.
Дефицит возможен, только в случае остановки одного из НПЗ, а накопленный резерв окажется не достаточен.