Шах-Дениз проинформировал австрийскую OMV, одного из акционерjв NABUCCO Gas Pipeline International Gmbh (NGPI), что он не выбрал проект Nabucco в качестве предпочитаемого маршрута транспортировки азербайджанского газа в Европу.
Представители OMV уже официально завили о своем отношении к подобному решению.
По сообщениям компании, она уважает решение консорциума, но при этом считает, что предложение, внесенное NGPI, удовлетворяло всем критериям и было в высшей степени конкурентоспособным.
Напомним, за ресурсы азербайджанского месторождения Шах Дениз боролись 2 компании, реализующие строительство одноименных магистральнгых газопроводов (МГП), конкурирующих в Каспийском регионе, - МГП TAP и МГП Nabucco West.
Только один из этих МГП должен быть соединен с проектом TANAP, стоимостью 10 млрд долл США.
И это будет МГП ТАР.
В МГП TAP, протяженностью 520 км и проектной мощностью - 20 млрд м3/г газа, оценочная стоимость которого составляла 2,2 млрд долл США, - заинтересована Греция и Италия.
По нему каспийский природный газ с Шахдениз -2 планируется поставлять в Европу через Грецию, Албанию и Италию.
26 июня 2013 г после известия о решении Консорциума правительство Греции и консорциум TAP подписали правительственное соглашение, парафированное на прошлой неделе, на официальной церемонии в Афинах.
Участниками консорциума ТАР являются: Axpo с долей 42,5%, E.ON -15%, Statoil 42,5%.
Вероятно, порадовалась Statoil, также имеющая долю 25,5% в консорциуме Шах-Дениз.
МГП Nabucco West, протяженность которого составляет 1,9 тыс км - усеченная версия Nabucco, который изначально предусматривал поставки газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС (так же, как и проект TAP) в обход России.
Сейчас акционерами проекта Nabucco West являются австрийская OMV, венгерская FGSZ, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz и турецкая Botas.
5 июня 2013 г управляющий директор Nabucco Gas Pipeline International GmbH Р.Митчек самоуверенно заявлял, «что именно Nabucco West будет выбран, потому что это обеспечивает лучшее решение и наиболее привлекательные концепции не только для консорциумы Шах Дениз, но и для продавцов и покупателей».
Впрочем, уже тогда было понятно, что заявление это носит скорее политический характер.
И с реальной расстановкой сил не имеет ничего общего.
Особенно, если учесть, что оптимистичен Р. Митчек был и в 2010 г, говоря, что строительство Nabucco начнется в 2010 г.
Как мы знаем, этого не произошло.
В начале лета 2013 г самоуверенные речи Р.Митчека еще сильнее потускнели на фоне сообщений, поступавших из Греции в последние месяцы.
SOCAR, входящая в консорциум Шахдениз, все более интересовалась приобретением газовых греческих активов DEPA и DESFA, с помощью которых Азербайджан планировал создать некий газовый центр в Греции, что в перспективе могло стать неплохой базой для дальнейшей реализации проекта МГП TANAP, конкурирующего в регионе с МГП Южный поток Газпрома, и поддерживаемого Европой и Украиной.
Вокруг приватизации греческих газовых активов развернулась еще одна интрига.
Газпром, отказавшийся от подачи заявки в последний момент, тоже хотел создать центр в Греции.
Но, не случилось.
Наконец о том, что именно МГП TAP (а не Nabucco West) для транспортировки газа в Европу по территории Греции будет выбран азербайджанским SOCAR 11 июня 2013 г заявил премьер-министр Греции А.Самарас.
В итоге проигравших двое.
Это Газпром и Nabucco West.
OMV уже прокомментировала ситуацию, заявив, что будет развивать собственную добычу на Черном море и не отказывается от проекта МГП Nabucco West.
Комментариев Газпрома ждать не приходится. В данном случае комментарии излишни.
С большой долей вероятности можно сказать, что Газпром потеряет рынок в Греции.
Да и рынок Италии не резиновый. За него тоже придется побороться.
Вероятно, Газпром к этому готов.
На особое увеличение поставок российского газа в Европу теперь , вероятно, можно не рассчитывать.
Вместе с тем, Газпром зарекомендовал себя достойным партнером, поэтому потеря рынка в ЕС ему не грозит.
Вероятно, основные усилия Газпром теперь направит на Восток в страны АТР.
Собственно, это уже давно оформлено нефтегазовой стратегией России.
12 декабря 2012 г в традиционном обращении к федеральному собранию В. Путин объявил о смене ориентиров во внешней политике РФ в пользу Востока.
Европа от этого решения только выиграла, получив желанную диверсификацию поставок российского газа.