Появились первые отклики на итоги прошедшего 21 мая 2013 г первого итогового заседания расширенной Коллегии Минэнерго РФ, в ходе которого были подведены итоги деятельности министерства в 2012 г, а также обозначены задачи на перспективу.
С оценкой деятельности Минэнерго РФ выступил ректор Национального минерально-сырьевого университета «Горный» В. Литвиненко.
Отметив общую активизацию деятельности министерства как положительный фактор, он обозначил ряд системных недостатков:
«Министерство энергетики - это исполнительный орган федерального правительства, который должен отвечать за организацию четкой и внятной государственной политики в области энергообеспечения народно-хозяйственного комплекса.
Что на деле?
Забыта «Энергетическая стратегия».
Топливно-энергетический баланс не подкреплен федеральными программами, направленными на его исполнение.
Минэнерго, как федеральный орган, в нынешнем его состоянии, не является, к сожалению, функциональным, а является в основном федеральной структурой обеспечивающей обслуживание поручений Правительства.
Центральная комиссия по разработке выведена из подчинения Минэнерго РФ, что значительно мешает Министерству быть реальным государственным регулятором процесса строительства перерабатывающего комплекса и формированию современных технологических цепочек на новых месторождениях.
Деятельность Министерства по энерго- и ресурсосбережению, не видна.
Научно-технический прогресс, как в сфере добычи топлива и производстве энергоресурсов, так и в отраслях потребляющих ТЭР, играет незаметную роль в повышении эффективности использования сырьевых ресурсов и создания малоотходных и безотходных производств.
Хотелось бы надеяться, что в этом году и на ближайший период главной задачей Минэнерго будет повышение эффективности функционирования энергетического сектора страны за счет научно-технической, инновационной деятельности в отраслях ТЭКа.
Первоочередными задачами этой деятельности является:
1. Создание условий и мотивации для инновационной деятельности по коренному обновлению производственно-технической базы всей отрасли, ресурсосбережения и улучшения потребительских свойств продукции ТЭКа.
2. Формирование федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов, направленных на поиск и внедрение принципиально новых путей эффективного обеспечения энергетических потребностей. Внедрение новых технологий использования угля, торфа, сланцев для их синтезирования в газ, синтетическое топливо и другие продукты прямого потребления.
3. Выработка механизма государственной поддержки по внедрению технологий использования новых источников энергии, традиционных и нетрадиционных: тяжелые нефти, битуминозные сланцы, гидраты и другие. Применительно к российским территориальным просторам и с учетом сложившегося расположения генерирующих комплексов, очень важно приоритетно внедрять новые технологии транспортировки углеводородов. К примеру, уголь по трубопроводам с использованием водно-угольных суспензий и сжигание без использования котла, а воздействием на турбины пламенем аналогично сжиганию газа.
4. Участие Минэнерго в кадровом обеспечении ТЭКа, включая подготовку специалистов (инженеров). Их переподготовка, повышение квалификации и стажировка фактически не ведется. Так третий год мы не готовим для нефтегазового комплекса специалиста (инженера), считая, что его заменяет бакалавр.
Проблемы можно перечислять долго. Но хотелось бы верить, что Минэнерго в этом году заполнит ту нишу, в которой и должны работать федеральные органы правительства и станет рыночным регулятором, - сказал Владимир Литвиненко, - активно занимающимся улучшением делового климата, опирающимся при решении ключевых задач государства на представителей бизнеса и специалистов-практиков».