Израиль предложил Турции построить газопровод через ее территорию для экспорта своего газа на мировые рынки.
Учитывая несколько напряженные отношения Турции и Израиля это выглядит достаточно смелым заявлением.
Мощность магистрального газопровода (МГП) составит 15-16 млрд м3/год газа.
Израиль предложил задействовать в строительстве МГП частный сектор обеих стран.
Министр энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыз заявил ранее, что реализация энергетических проектов между Турцией и Израилем станет возможной только после завершения процесса нормализации отношений между странами.
Т. Йылдыз отметил, что энергетические проекты являются очень выгодными как для Израиля, так и для Турции.
Однако Турция сможет пойти на это сотрудничество только в том случае, если Израиль выполнит до конца все условия Турции.
Ранее главы правительств договорились о восстановлении нормальных отношений, включая возвращение послов и отказ Турции от юридического преследования израильских военнослужащих.
Напомним, что Турция протестует против добычи газа на шельфе Кипра, поясняя это нерешенностью проблемы фактического разделения острова между греками-киприотами и турками-киприотами.
Турция недовольна израильско-кипрскими энергетическими планами.
Кипр и Израиль намерены совместно создавать инфраструктуру для транспортировки газа.
Израиль планирует сделать Кипр транзитным пунктом на пути транспортировки израильского газа в Европу.
Впервые о возможности транспортировки израильского природного газа в Европу через Турцию стало известно в феврале 2013 г, когда владельцы концессии газового месторождения Левиафан начали обсуждают возможность строительства трубопровода в Турцию .
Компании, которые разрабатывают крупнейшее из обнаруженных на сегодняшний день месторождений в экономических водах Израиля, ищут альтернативы дорогостоящему строительству терминала для сжижения газа и последующего экспорта на кораблях.
Одним из альтернативных вариантов считается прокладка МГП в Турцию.
Печально, то Израиль отказал Газпрому в покупке природного газа в месторождения Тамар. Отказал обидно.
Очевидно. что Израиль предпочел направить газ с месторождения Тамар на удовлетворение внутренних потребностей страны, а с месторождения Левиафан на экспорт.
Вдвойне печально, что здесь не участвует Россия.
Хотя это объяснимо.
И кипрский газ, и израильский, теоретически , будут конкурировать с российским газом в Европе.
Россия могла бы участвовать в финансировании заводов по производству СПГ в Израиле и Кипре, но, вероятно, зная жесткую позицию Газпрома в отстаивании своих интересов, киприоты и израильтяне не решатся на сотрудничество с Россией по шельфовым месторождениям газа.
В свою очередь, отношения между бывшими союзниками под эгидой США, начали улучшаться 19 марта 2013 г, когда премьер Израиля Б.Нетаньяху принес официальные извинения по поводу гибели 9 турецких активистов на турецком судне Mavi Marmara, которое пыталось достичь сектора Газа в 2010 г.
Уже на следующий день Т. Эрдоган горделиво заявил о росте влияния Турции в регионе.
На фоне ухудшающихся отношений Израиля и Сирии по поводу Голанских высот, Израилю нужен союзник в лице Турции.И здесь нефтегаз.
Напомним, что управление по делам нефтедобывающей промышленности при Минэнерго Израиля 20 февраля 2013 г выдало 1-ю лицензию на поиск нефти на Голанских высотах.Это является нарушением резолюции 497 СБ ООН от 1981 г.
Турция, наряду с Ираном и Ираком играет важную роль в урегулировании конфликта в Сирии. Вернее могла бы.
Очевидно, что столкновения в Сирии, это далеко не внутренний конфликт различных групп населения страны.
И дело даже не в нефти Сирии, а географическом положении страны.
Именно из-за этого , вероятно, Турция не участвует в урегулировании конфликта.
Еще в 2008-2009 гг Израиль и Турция были близки к созданию нефтегазотранспортной системы Medstream, включающей регион Средиземного и Красного моря, Индия, Китай и Тайвань.
После того, как Сирия предложила альтернативную систему транспортировки углеводородов на Ближнем Востоке, в стране случились беспорядки, которые день ото дня становятся все более кровопролитниыми.
Идея Б.аль-Асада «политики 4-х морей», представленная в начале 2011 г, незадолго до начала беспорядков, озаботила многих.
Предполагалось соединить магистральными газопроводами Средиземное, Каспийское, Черное море и Персидский залив.
По поводу Сирии у В.Путина в октябре 2012 г был серьезный разговор с Р.Эрдоганом говорят, оба бросили трубки.
Добавим, что еще в 2005 г Израиль рассчитывал импортировать российский газ по отводу от МГП Голубой поток.
«Возможно строительство еще 1-й нитки газопровода Голубой поток по дну Черного моря. Возможно создание дополнительных газотранспортных возможностей с поставкой газа в Южную Италию, вообще в Южную Европу и в Израиль», - оптимистично рассуждал В.Путин в ноябре 2005 г.
В июне 2010 г В.Путин сообщил, что МГП Голубой поток продлеваться до Израиля не будет.
За неделю до этого стала известна информация о том, что в территориальных водах Израиля было обнаружено значительное месторождение газа.