Газпром нефть подписала несколько договоров с Иракским Курдистаном.
Об этом сообщил президент иракского Курдистана М. Барзани на встрече в Москве.
М.Барзани прибыл в Россию 19 февраля 2013 г по приглашению В.Путина.
Добавим, что Махмуд Барзани - отец Мустафы Барзани, учился в г.Москве, чему было посвящено открытие мемориальной доски на ул Новослободской в г Москве 19 февраля 2013 г.
«Наоборот, на днях были заключены очень важные договоры с компанией Газпром нефть», - сообщил довольный глава кудистанской автономии М.Барзани.
«Газпром нефть уходит - это неправда. Заключенные недавно договоры подтверждают, что они и дальше будут работать», - оптимистично добавил М.Барзани.
Напомним, что во время визита Н.аль-Малики в Россию в октябре 2012 г министр нефти Ирака А. К. Луэйби в г Москве сообщил, что Газпром нефть приостановила работу по контрактам в Курдистане.
Однако Газпром нефть никак не прокомментировала это сообщение главы Миннефти Ирака.
Как оказалось теперь, не случайно.
Добавим, что Ирак очень огорчил В.Путина отменой контракта на поставку 42 зенитных комплексов Панцирь и 30 вертолетов МИ-28 на сумму 4,3 млрд долл США.
После этого молчание Газпром нефти стало более понятным.
Газпром нефть в августе 2012 г через свою дочернюю структуру Gazprom Neft Middle East B.V. вошла в новые проекты по разведке и разработке запасов углеводородов в Курдистане, на блоках Garmian и Shakal, ресурсный потенциал которых она суммарно оценивает в 500 млн т н.э. (3,6 млрд баррелей).
На Garmian 40% добычи идет Газпром нефти, и эти же 40% канадской WesternZagros, а 20% — в Эрбиль. На Shakal 80% отходит Газпром нефти, остальное — Курдистану.
На блоках Garmian и Shakal, расположенных на юге Курдистана продолжаются ГРР, а добыча сырья должна начаться по их завершении в срок до 2015 г.
Вместе с тем, Газпром нефть является оператором месторождения Бадра, расположенного на территории провинции Вассит на востоке Ирака, запасы которого также оцениваются в 3 млрд баррелей нефти.
Соглашение с иракским Курдистаном, которое заключила Газпром нефть, не улучшает отношений России и Ирака.
Отношения между Курдистаном и федеральным правительством Ирака испортились после обнаружения больших запасов углеводородов на территории Курдистана.
В 2011 г иракский Курдистан стал заключать контракты на разработку нефтяных месторождений с иностранными компаниями напрямую, в обход иракского правительства.
Курдистан, входящий в состав Ирака, хоть и имеет статус широкой автономии, но вопросы экспорта нефти и газа входят в компетенцию федерального центра.
Однако Курдистан начал себе позволять экспортировать углеводороды.
Узнав о намерениях Курдистана, вначале туда потянулись небольшие компании, готовые рисковать в надежде на получение сверхприбылей, а потом и «мэйджоры», такие, как ExxonMobil.
Позиция самого Н.аль-Малики в Ираке нестабильна.
Его обвиняют в консолидации власти за счет других сторон.
Когда он сформировал свое правительство в 2010 году, предполагалось объединение различных политических групп с целью решения накопившихся проблем.
Однако консолидации не произошло, и эти группы в начале 2012 г собирались с целью обсуждения планов свержения Н.аль-Малики.
Это не удалось, тогда было решено провести конференцию по национальному примирению, которая объединила бы все политические группы и дала бы возможность Ираку двигаться вперед.
Именно Курдское региональное правительство (КРП) было против покупки Ираком вооружения из России.
КРП открыто заявляло о возможном применении силы против иракского Курдистана, напомнив о тайных маневрах иракской армии около Киркука и Замара.
Эти территории и ряд других, включая Мосул, являются спорными в отношениях с Центром.
Н.аль-Малики собирается баллотироваться на 3-й срок, поэтому должен быть осторожен.
Вероятно, это вынудило его отказаться от контракта с Россией на поставку вооружения.