Глава Транснефти Н. Токарев 21 января 2013 г доложил В. Путину об итогах работы компании в 2012 г и ходе реализации ее инвестиционной программы. 2012 г был очень удачным для компании: все плановые показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности были перевыполнены, сообщил довольный Н.Токарев.
Говоря об итогах 2012 г, Н.Токарев, в 1-ю очередь, отметил введение в эксплуатацию магистрального нефтепровода (МНП) ВСТО.
Н.Токарев отметил, что пуск МНП был осуществлен досрочно.
Ранее пуск МНП был запланирован на 3-й квартал 2013 г, однако 2-я очередь ВСТО заработала в конце декабря 2012 г. В систему МНП принято 480 млн тонн нефти, что свыше чем на 8 млн тонн больше плана, оптимистично добавил Н.Токарев.
Строительство 2-й очереди ВСТО велось с января 2010 г.
Мощность ВСТО-2 пока составляет 30 млн т/г, однако позже она будет увеличена до 50 млн т/г.
В рамках ВСТО-2 был построен МНП от г Сковородино в Амурской области до спецморнефтепорт (СМНП) Козьмино в Приморском крае.
1-я очередь ВСТО (ветка Тайшет-Сковородино) была введена в декабре 2009 г.
На вопрос В.Путина о спросе в азиатских странах на новый сорт российской нефти, транспортируемой по ВСТО - ESPO, Н. Токарев ответил, что интерес к нему очень большой, поскольку качество этой нефти превосходит дубайские сорта.
Около 40% ESPO экспортируется Китай, примерно 30% идет в США, также такую нефть закупают потребители из Японии, Сингапура и даже Перу.
В 2013 г Транснефть планирует увеличить объем транспортировки в направлении порта Козьмино (конечная точка ВСТО) до 21 млн нефти, добавил Н.Токарев.
Нефть ESPO получила название в честь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), запущенного в декабре 2009 г.
С тех пор Роснефть, Сургутнефтегаз и ТНК-BP поставили на экспорт около 5 млн т (36,7 млн баррелей) новой нефти, а ее средняя цена составила около 77,8-78,4 долл США/барр.
Цена ESPO сейчас привязана к сорту Dubai из Объединенных Арабских Эмиратов.
Н. Токарев рассказал, что на ВСТО идет строительство новых нефтеперекачивающих станций (НПС), которые позволят подавать нефть на Комсомольский НПЗ и Хабаровский НПЗ.
Дополнительные объемы нефти на Хабаровский НПЗ придут уже в 2013 г, а до 2016 г будет протянут 350-километровый отвод от ВСТО до Комсомольского НПЗ, благодаря чему НПЗ сможет получать дополнительно 7 млн т/год нефти.
Строительство МНП до Комсомольского НПЗ будет финансироваться совместно с Роснефтью.
В.Путин поинтересовался, какие ведутся работы для заполнения ВСТО нефтью.
Н.Токарев рассказал, что для этого разрабатывается проект строительства магистрального нефтепровода в регион Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений .
В рамках этого проекта в 2012 г закончены проектно-изыскательских работы, подготовлены все необходимые материалы, а сейчас завершается проектирование.
Полевые работы, по словам Н.Токарева, могут быть начаты в июне 2013 г.
Он напомнил, что Длина нефтепровода Куюмба-Тайшет составит около 750 км. Пропускная способность строящегося нефтепровода рассчитана на 15 млн тн нефти в год при давлении 75 атмосфер. Наполнение будущего нефтепровода будет происходить также из одного из крупнейших геологоразведочных проектов, принадлежавший Славнефти – Куюмбинского (Красноярский край).
Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождение являются одними из крупнейших в Восточной Сибири, с запасами нефти по категории АВС1+С2 498,9 млн тонн и 281,7 млн тонн нефти, соответственно.
Когда-то Юрубчено-Тохомское месторождение было одним из лучших активов ЮКОСа.
Пропускная способность МНП от расположенных в Эвенкии Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений составит 15 млн тонн нефти/год .
Завершить проектирование МНП планируется в 4-м квартале 2016 г.
Полным ходом ведется строительство МНП Заполярье – Пурпе, по которому будет транспортироваться 45 млн т/год нефти , доложил Н. Токарев.
По его словам, построено 56 км МНП (из 450 км), полностью завершить строительство планируется к 2016 г.
«Совершенно уникальное инженерное решение, аналогов ему в большинстве случаев просто нет. Мы поездили, посмотрели, где как строят в подобных условиях нефтепроводы – за нас стыдно не будет», - добавил глава Транснефти.
В 2008 г Н.Токарев здорово рисковал, когда сообщил о начале строительства ВСТО-2.
Напомним, что когда Н.Токарев возглавил Транснефть даже срок сдачи 1-й очереди собирались перенести на 1 год.
Когда Транснефть возглавлял С. Вайншток, ныне израильский бизнесмен, он говорил, что проектирование ВСТО-2 не начнется до тех пор, пока недропользователи не гарантируют заполнения его объемов.
Но, на строительство ВСТО-2 были свои причины: с Китаем никак не удавалось договориться о поставках нефти, а ЖД тариф до 48 долл США/т на участке Сковородино - Козьмино не делал проект эффективным.
В 2013 г Транснефть также планирует провести «очень большую работу» по капитальному ремонту и реконструкции существующих линий, рассказал глава компании. Если компания меняет ежегодно по 1000 км старых труб, то на текущий год запланирована замена 1080 км. По словам Н. Токарева, проблема старения труб стоит и по Транснефтепродукту, причем «там ситуация сложнее, но мы стараемся найти решения, и сегодня эти решения находим".
Относительно объемов инвестиций Транснефти Н. Токарев рассказал, что на ближайшие 3 года запланировано потратить порядка 160–180 млрд руб. ежегодно. «... мы такие ресурсы предусмотрели, чтобы обеспечить и инвестпрограмму, и в перспективе еще строительство нефтепродуктопровода», - пояснил Н.Токарев.
Он рассказал, что проработан вариант МНП Юг протяженностью в 1500 км и мощностью прокачки а 8 млн т/год нефтепродуктов , который протянется от группы самарских НПЗ Роснефти через Саратов и Волгоград до нефтяного терминала Транснефти в Новороссийске.
Кроме того, В. Путин и Н.Токарев обсудили социальную политику Транснефти и вопросы согласования инвестпрограммы компании с правительством страны.