USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 72.01

+0.04

Природный газ 2.951

+0.01

9 мин
...

Освоение шельфа. Совещание под руководством Д.Медведева в г Новом Уренгое. Поговорили с удовольствием

15 января 2013 г  в г Новом Уренгое состоялось совещание под руководством Д. Медведева по вопросам разработки российского континентального шельфа. 

Освоение шельфа. Совещание под руководством Д.Медведева в г Новом Уренгое. Поговорили с удовольствием

15 января 2013 г в г Новом Уренгое состоялось совещание под руководством Д. Медведева по вопросам разработки российского континентального шельфа.

В составе правительственной делегации - А. Дворкович, полпред президента РФ в УФО И. Холманских, С. Донской, А. Новак, Д. Кобылкин, А. Миллер.

Опечалило отсутствие И.Сечина в г Новом Уренгое. Вероятно, И.Сечин подлетит позже.

Прибыв в г Новый Урегой делегация отправилась на Заполярное нефтегазоконденсатное месторождение.

Заполярное НГКМ расположено в Тазовском районе ЯНАО. Его запасы составляют около 3 трлн м3 природного газа.

Разработку Заполярного НГКМ осуществляет Газпром добыча Ямбург, дочерняя компания Газпрома.

В присутствии Д.Медведева месторождение будет выведено на проектную мощность 130 млрд м³ газа.

Д.Медведев оценит возможности выведенной на проектную мощность установки подготовки газа УКПГ-1В и 3-го цеха КС Заполярная.

Строительство УКПГ-1В, как и введённой в эксплуатацию в 2011 г УКПГ-2В, ведут предприятия холдинга Стройгазконсалтинг.

С выходом на проектную мощность УКПГ-1В добыча валанжинского газа на Заполярном НГКМ увеличится с 6,5 до 15 млрд м3/год.

Российский континентальный шельф имеет самую большую в мире площадь — более 6 млрд км2.

Извлекаемые углеводородные ресурсы в пределах континентального шельфа России оцениваются в 98,7 млрд тонн нефти и газа в пересчете на условное топливо.

По мнению правительства РФ, дальнейшие перспективы добычи в значительной степени связаны с освоением континентального шельфа, прежде всего — в Арктике и на Тихом океане, но,

в области геологического изучения и освоения континентального шельфа Россия в настоящее время отстает от других нефтедобывающих государств.

В настоящее время право на разработку российского континентального шельфа имеют только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее 5 лет.

Кстати, в декабре 2012 г Минфин решил с Минэнерго и Минэкономразвития спорные вопросы, вызванные законопроектом о налогообложении месторождений шельфа.

Фактически работать на шельфе могут только Газпром и Роснефть, поэтому они и получат льготы.

Исключением стал ЛУКОЙЛ, который еще до введения такого правила успел получить лицензии на участки в Каспийском море.

Минприроды неоднократно предлагало расширить этот список, в том числе за счет иностранных компаний.

Д. Медведев уже проводил 2 августа 2012 г заседание правительства России по рассмотрению Программы освоения шельфа до 2030 г.

Тогда Программу предложено было доработать с учетом возможности привлечения не только государственных, но и частных компаний.

На совещание было отмечено, что Россия планирует увеличить добычу нефти к 2030 г на континентальном шельфе в 5 раз: с текущих 13 млн тн до 66,2 млн тн.

Добычу газа планируется увеличить в 4 раза: с текущих 57 млрд м3 до 230 млрд м3

Д. Медведев отметил, что экономический эффект от реализации этой программы должен достигнуть 8 трлн руб.2 августа 2012 г Д.Медведев поручил создать рабочую группу по доработке программы освоения шельфа России до 2030 года во главе с А. Дворковичем, да и вообще поторопиться с освоением углеводородов российского шельфа.

Д. Медведев считал важным вопрос экологических последствий работ на шельфе и настаивал на более детальном его рассмотрении.

Кроме того, в проекте было необходимо доработать:

· - механизм налоговых стимулов, в том числе и для частных компаний,

· - проведение геологоразведочных работ на шельфе,

· - а также должный контроль за уже выданными лицензиями.

По поводу последнего пункта, Д. Медведев высказался отдельно: «Лицензии выдаем, а как они исполняются всеми компаниями, и государственными, и частными, – этого контроля у нас нормального нет».

На таком фоне и проходит нынешнее совещание в г Новом Уренгое.

Программа освоения шельфа должна была быть принята еще 2 месяца назад, но у участников процесса принятия решения оказались слишком разные мнения, и процесс -забуксовал.

Правительство, в лице Минприроды традиционно защищает идею либерализации освоения российского континентального шельфа и интересы частных компаний.

Против этого выступают Роснефть и Газпром.

Этим компаниям лицензии достаются достаточно просто. Иногда дешево, а иногда и бесконкурсно.

27 декабря 2011 г, например, Правительство РФ приняло решение передать Роснефти право разведки и добычи по совмещенной лицензии на 3 участка недр Арктического шельфа : Центрально-Баренцевом, Персеевском и Федынском участках на бесконкурсной основе. И не только.

Роснефть и Газпром не торопятся интенсифицировать геологоразведочные работы (ГРР), получая лицензии про запас.

Роснефть и Газпром не устраивают следующие идеи правительства:

- ограничения ГРР до 3-5 лет;

- сдачи в нераспределенный фонд для передачи частным инвесторам тех участков, в которых компании не заинтересованы.

Нужно успокоить общественность.Независимо от решений сегодняшнего совещания, особых проблем не будет.

В течение ближайших 50 лет, а может и больше , у России прекрасные перспективы, которые никто не может поколебать.

Углеводороды и далее будут основным источником энергии, которые Россия с успехом будет продавать и использовать на внутреннем рынке.

Нефтегаз России уверенно контролируется властью. Этому есть несколько причин.

Во-первых управлять нефтегазом проще ввиду малономенклатурности продукции. Сравните с метизами, например, и станет понятно, почему ряд отраслей так и не охвачены командой В.Путина.

Во-вторых, нефтегаз это устойчивый доход, который позволяет кормить армию, делать социальные выплаты, и обеспечивать существование страны.

Только предстваьте, что было бы с Россией, если бы в стране не было нефти и газа?

На какие бы деньги повышалась зарплата полицейским и армии, строилось жилье, платились пенсии и работали госструктуры?

И, конечно, хуже бы жилось коррумпированным чиновникам.

Ввиду того, что экономика страны опирается , в основном, на нефтегаз, в России более развита тенденция на распределение денег , полученных от нефтегаза, а не общего развития экономики страны.

В этом и причина конфликта правительства, с одной стороны, и Роснефти и Газпрома - с другой.

Правительству нужна постоянная монетизация нефтегаза для обеспечения деятельности государства.

А Газпром и Роснефть не торопятся, выбирая в разработку участки по убыванию перспективности.

По мнению Минприроды, требуемый уровень изученности участков должен составлять 0,35 п км /1 км2, а при выполнении Роснефтью заявленных обязательств этот показатель будет составлять около 0,06 п км /1 км2.

Газпром и вовсе законсервировал Штокмановское ГКМ.

А.Дворкович еще в июле 2012 г направил В.Путину письмо, в котором выступил против срочной передачи новых шельфовых лицензий Роснефти и Газпрому.

Ведь у Роснефти уже есть 14 лицензий, а она просит еще 14.

К слову, Газпром имеет 7 разрешений на добычу, но хочет получить еще 28.

Однако В. Путин строго отчитал правительство за затягивание процесса выдачи государственным Роснефти и Газпрому новых лицензий на разработку шельфа.

В начале октября 2012 г он приказал проработать данный вопрос о предоставлении лицензий Роснефти и Газпрому до 1 ноября 2012 г.

А.Дворкович и С. Донской тогда быстро ответили, что профильные ведомства уже согласовывают выдачу разрешений на разработку месторождений государственным компаниям, которым оказались интересны 45 участков, расположенных в море Лаптевых, Восточно-Сибирском, Охотском, Чукотском, Баренцевом, Черном и Чукотском морях.

В декабре 2012 г Правительство РФ уже передало Роснефти право пользования на 2 участка шельфа в Печорском море — Северо-Поморский-2 и Поморский участок недр, внеся в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов, соответствующие изменения.

Тогда же Роснедра и Роснефть согласовали объемы работ по всем участкам недр, заявки по которым были поданы компанией.

Хотя еще в октябре 2012 г Минприроды и Роснедра отказывались согласовывать выдачу Роснефти лицензий на 14 участков на континентальном шельфе, поскольку не до конца были согласованы объемы геологоразведочных работ (ГРР).

Если И.Сечину и А.Миллеру удасться убедить В.Путина, что при нынешней системе освоения шельфа России денег для бюджета страны хватит, то идеи либерализации освоения шельфа, так и останутся идеями.

А.Миллер уже успел сообщить журналистам, что «Газпром работы на шельфе никому не отдаст».

Д.Медведев на совещании поднял важные вопросы экологии, необходимости развития инфраструктуры и современных геологических исследований, в основном, за закрытыми дверями.

Цитаты

Д. Медведев.

«У всех в памяти авария в Мексиканском заливе. Мы должны минимизировать возможность повторения подобных катастроф. Нужно стимулировать создание самых современных технологий, которые не позволят нанести ущерб экосистеме Арктики, но или минимизируют последствия».

«Капиталоемкость освоения шельфа отличается от капиталоемкости разработки месторождений на суше. Нужна инфраструктура, специализированные портовые комплексы, морские платформы, танкеры ледового класса, вспомогательные суда. И конечно нужна достоверная геологическая информация. Чего, надо признаться, откровенно нам не хватает. Нужны современные технологии проведения подводных работ. Это очень сложная тематика».

Близки Д.Медведеву и юридические аспекты освоения континентального шельфа.

«Необходим стабильный понятный правовой режим, который позволяет работать на шельфе. В силу специфики отрасли все решения, которые мы принимаем, должны носить долгосрочный характер. Только в этом случае сможем аккумулировать необходимый для этого финансовый ресурс».

А.Дворкович

«Вопрос в том, кто будет заниматься геологоразведочными работами на шельфе - частные компании или государственные. Мы его окончательно доработаем и решим, но принципиально таких компаний может быть и больше, вопрос в оплате их работы».

«Когда мы говорим о частных компаниях, я подчеркну, что речь идет только о национальных компаниях, а не иностранных компаниях, которые могут владеть лицензиями».

«Если возврат участков недр в нераспределенный фонд произведен, то дальше есть развилка: держать соответствующие лицензии в нераспределенном фонде, либо выставлять на какие-то процедуры, на торги. Есть предложения по выставлению этих участков на аукционы или иные способы торгов, а по итогам выдача лицензий, либо формирование консорциумов с участием госкомпаний и частных компаний, которым будут выдаваться эти лицензии».

С. Донской

«В случае принятия решения о расширении субъектного состава целесообразно проработать вопрос в целях повышения эффективности деятельности на шельфе для бюджета применительно к частным компаниях иного налогообложения, характеризующегося большей долей государственного изъятия».

«Параметры налоговой системы, предусмотренные распоряжением правительства, целесообразно сохранить применительно к деятельности госкомпаний по освоению континентального шельфа, поскольку в случае реализации предложений Минприроды именно на них будут возложены обязанности по проведению региональных геологоразведочных работ».

«В 2008-2010 гг на шельфе было пробурено 11 скважин и открыто 4 месторождения. Для сравнения: в Норвегии за тот же период было пробурено 110 скважин и сделано 44 открытия. До недавнего времени мы работали с заявками Роснефти на лицензирование арктических морей, в работе 12 заявок. В конце прошлого года также поступило 17 заявок от Газпрома. В случае удовлетворения заявок госкомпаний залицензированными на российском шельфе окажется до 80% площадей. В соответствии с действующим законодательством, это будет означать, что минимум 10 лет все эти площади, половина из которых размером со среднюю европейскую страну, будет зарезервирована за госкомпаниями. При этом изученность запрашиваемых участков в разы меньше изученности, необходимой для завершения начального регионального этапа ГРР, и явно недостаточна для корректного прогноза нефтегазоносности. Объём сейсмических работ, предусматриваемых лицензионными обязательствами, также недостаточен для того, чтобы считать участки изученными».

По мнению С.Донского, рассмотревшего инерционный и инновационный сценарий освения континентального шельфа, только инновационный сценарий, предполагающий введение нового налогового режима и активное привлечение частных компаний на шельф, позволит существенно увеличить добычу и обеспечит доходов бюджета более чем на 45% выше, чем при действующем налоговом режиме.

Любопытно, что г Новый Уренгой в ноябре 2012 г включен в пограничную зону, и попасть туда можно только по специальным пропускам от работодателя, по приглашению от родственников или по местной прописке.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram