3 января 2013 г перед заседанием Кабмина глава МИД Украины Л.Кожара сообщил, что во время визита С.Лаврова будут обсуждаться вопросы сотрудничества Украины с Таможенным союзом.
«13-14 января 2013 г в Украину прибывает министр иностранных дел Российской Федерации. Эти первые месяцы мы активизируем диалог с РФ относительно форматов сотрудничества Украины с Таможенным союзом не будучи членом Союза», - сообщил Л.Кожара, добавив, что повестка дня визита согласовывается.
В. Янукович недавно заявил, что Украина «постепенно будет присоединяться к правилам Таможенного Союза».
Ранее Н.Азаров печалился, что если Украина не сможет договориться с Таможенным союзом о сотрудничестве, то потеряет огромный рынок экспорта своей продукции, добавив однако, что соглашения с ТС будут подписываться только после того, как будут найдены согласованные решения о сотрудничестве.
Но, дело не только в экспорте, но и в транспортировке грузов ТС.
Пока Украина пытается получить выгоду как от сотрудничества с ЕС, так и с ТС, но это нелегко.
Переговоры идут сложно, как с Россией, так и с ЕС.
Многие рассчитывали, что в декабре 2012 г В.Янукович и В.Путин, наконец, договорятся о главном: Украина вступит в Таможенный союз, а Россия снизит стоимость газа для Украины до 352 долл США/1000 м3 и поставит в Украину 40 млрд м3 газа за год.
Однако 18 декабря 2012 г В. Янукович внезапно отменил визит в Россию.
Вероятно, не без помощи российской стороны.
Ес тоже не очень то дружелюбен.
Сначала невероятная история об отказе Gas Natural Fenosa участвовать в проекте строительства СПГ-терминала в порту Южном.
Резонанс был чрезвычайно большой в связи с тем, что это произошло во время визита В.Януковича в Катар, где он хотел договориться о поставках катарского СПГ в Украину и далее в Европу.
Потом невеселые известия из Норвегии, где 29-30 ноября 2012 г был с деловым визитом Н.Азаров.
«Украина разочарована, что ЕС не проявляет активности в проекте по модернизации украинской ГТС» -сообщил тогда Н.Азаров.
Перспективы сотрудничества Украины с ТС крайне важны для транспортной отрасли страны.
Кроме злополучной газовой транспортной проблемы, являющейся камнем преткновения в отношениях Украины и России, есть и другие транспортные потоки из России и Казахстана.
В Таможенном союзе или нет, но любое развитие отношений Украины с Россией и Казахстаном, обладающими гигантскими транзитными грузопотоками, выгодно для украинской транспортной отрасли.
После создания Таможенного союза Россия активно загружает порты Новороссийск и Тамань грузами стран-участниц ТС.
Это негативно сказывается на экономике украинских портов Рени, Измаил, Скадовск и др.
Например, в Одесском морском торговом порту сохранаяется тенденция снижения перевалки по наливным грузам, нефти, нефтепродуктам, СПГ казахского и российского происхождения.
Наличие сквозного внутреннего железнодорожного тарифа у России и Казахстана снижает стоимость транспортировки казахстанской нефти в порт Тамань на 80 долл США/т в сравнении с транспортировкой до порта Одессы.
Кроме нефти есть и другие привлекательные для Украины транзитные грузы : оборудование, сырье, продукция металлургическая и тд.
Пока у России есть дефицит портовых мощностей на Черном море, у украинских портов будет загрузка транзитными потоками.
Но так, вероятно, будет не всегда.
И развитие порта Тамань -тому подтверждение.
Поэтому Украине нужно договариваться с ТС, и как можно быстрее.
А России, желательно, дать возможность Украине договориться.