Глава азербайджанского МИД Э. Мамедьяров сообщил, что газ из Азербайджана в Европу пойдет в одном из 2-х возможных направлений.
Сомнений в том, что каспийский газ придёт в Европу, у азербайджанского МИДа нет.
Вопрос для него стоит иначе: каким путём он туда придёт.
Решение по вопросу должно быть уже вынесено в 2013 г.
«Одно направление – это проект NABUCCO West до австрийского Баумгартена, а другой TAP, который пойдет в Италию», – сказал Э. Мамедьяров.
Решение будет принято компаниями, входящими в консорциум, в 2012 г.
Объем газа, который будет поступать из азербайджанского сектора Каспийского моря, будет намного меньше, чем объем газа, доставляемого по Южному потоку.
Э. Мамедьяров также отметил важность энергетического партнерства ЕС и Азербайджана.
Он подчеркнул, что это сотрудничество влияет на развитие региона в целом, а не только на энергетические проекты.
«Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу был в Баку.
Мы подписали на уровне президента Азербайджана И. Алиева и президента Баррозу очень важный документ о стратегическом партнерстве между ЕС и Азербайджаном по поддержке проекта Южного коридора и энергетического сотрудничества», – сказал Э. Мамедьяров.
Э. Мамедьяров подчеркнул, что считает энергетику частью политики, хотя и недолюбливает политизацию вопросов, связанных с энергетическими проектами.
«Переговоры с Европейской комиссией продолжаются, и после подписания соглашения по ТАNAP мы понимаем, что природный газ из Каспийского моря к 2018 г дойдет до границ Европы, до Болгарии», – отметил министр.
Проект МГП Nabucco затевался с целью диверсификации поставок газа в Европу.
Вопрос заполняемости МГП Nabucco встал под угрозу из-за обострения отношений США и Ирана, предполагаемого основного поставщика газа в МГП Nabucco.
Европа стала проявлять самостоятельность в вопросе обеспечения газом.
Если раньше крылатой была фраза - ищите женщину, то сейчас, если где-то происходят конфликты - ищите углеводороды (в основном для Европы).
Конфликт в Ливии - из-за нефти.
Беспорядки в Сирии, по мнению экспертов, явялются следствием необходимости строительства МГП Катар-Сирия, который, в свою очередь, решает проблему прохода газа из Катара, союзника США, через Ормузский пролив и Суэцкий канал.
США теряют рычаг давления на Европу и пробуют укрепить свое влияние.
Даже проблемы Израиля с Палестинской автономией связаны с газом, вернее с месторождением, открытым в 2009 г в Средиземном море на шельфе перед сектором Газа.
Добавьте к этому месторождениями Тамар и Левиафан, которые могут, по мнению экспертов, превратить Израиль в ведущего экспортера газа.
Что это значит?
Это значит, что проект поставки СПГ в Европу с этих месторождений существенно эффективней, даже, чем исламский МГП Иран-Ирак-Сирия, реализацию которого на днях начал Иран.
Таким образом, в Европу поставлять газ, кроме Statoil и Катара с СПГ, и МГП Северный поток, выстраивается большая очередь желающих.
Это Россия с МГП Южный поток
Это Азербайджан с TANAP.
Израиль с месторождений Тамар и Левиафан.
Из Сирии будет организована поставка по МГП Иран-Ирак-Сирия, или МГП Катар-Сирия, смотря кто победит.