Ирак уже просто требует от Газпром нефти отменить договоренности с Курдистанским региональным правительством (КРП) о разработке блоков на юге автономной провинции, угрожая ей прекращением другого соглашения о разработке месторождения Бадра, где российская компания является оператором.
«Ирак в конце октября направил Газпрому письмо с просьбой дать официальный ответ и с требованием отменить договоры, подписанные с региональным правительством Курдистана, или уйти с месторождения Бадра», - сказал 9 ноября 2012 г представитель вице-премьера Ирака по энергетике.
Во время визита Н.аль-Малики в Россию в октябре 2012 г министр нефти Ирака А. К. Луэйби в г Москве сообщил, что Газпром нефть приостановила работу по контрактам в Курдистане.
Газпром нефть никак не комментировала это сообщение.
Газпром нефть молчит и сейчас, несмотря на то, что Ирак уже отменил контракт на поставку 42 зенитных комплексов Панцирь и 30 вертолетов МИ-28 на сумму 4,3 млрд долл США и требует от Газпром нефти внятного ответа.
Багдад давно конфликтует с властями Курдистана по поводу находящихся там нефтяных месторождений, потому что считает, что только центральное правительство имеет право заключать договоры на их освоение.
Газпром нефть в августе 2012 г через свою дочернюю структуру Gazprom Neft Middle East B.V. вошла в новые проекты по разведке и разработке запасов углеводородов в Курдистане, на блоках Garmian и Shakal, ресурсный потенциал которых она суммарно оценивает в 500 млн т н.э. (3,6 млрд баррелей).
Вместе с тем, Газпром нефть является оператором месторождения Бадра, расположенного на территории провинции Вассит на востоке Ирака, запасы которого также оцениваются в 3 млрд баррелей нефти.
Соглашение с иракским Курдистаном, которое заключила Газпром нефть, не улучшает отношений России и Ирака.
Спор между Курдистаном и федеральным правительством Ирака обострился после обнаружения больших запасов углеводородов на территории Курдистана.
В 2011 г иракский Курдистан стал заключать контракты на разработку нефтяных месторождений с иностранными компаниями напрямую, в обход иракского правительства.
Курдистан, входящий в состав Ирака, хоть и имеет статус широкой автономии, но вопросы экспорта нефти и газа входят в компетенцию федерального центра.
Однако после смены власти, Курдистан начал себе позволять экспортировать углеводороды.
Узнав о намерениях Курдистана, вначале туда потянулись небольшие компании, готовые рисковать в надежде на получение сверхприбылей, а потом и «мэйджоры».
Одним из главных раздражителей является харизматический Т.Козел, глава Gulf Keystone.
Т.Козел опять сообщил о притоке нефти, теперь на скважине Sheikh Adi-2 недалеко от блока Shaikan, на котором промышленные запасы нефти уже анонсированы раньше.
Ирак негативно отнесся к сотрудничеству ExxonMobil с КРП, отлучив ее от тендеров.
Не лучше у Ирака отношения и с Chevron и Total, тоже сотрудничающих с КРП.
На блоках Garmian и Shakal, расположенных на юге Курдистана, продолжаются ГРР, а добыча сырья должна начаться по их завершении в срок до 2015 г.
Эта задерка во времени с момента ГРР и добычей, вероятно, позволяла Газпром нефти надеяться, чтобы все стороны были довольны.
Добавьте к этому 260 млн долл США, которые Газпром нефть уже заплатила КРП.
С другой стороны весов - месторождение Бадра, которое Газпром нефть разрабатывает с Kogas, Petronas, ТРАО и рискует потерять, если власти Ирака осуществят свою угрозу.
Любопытно, что А.Дюков на встрече с журналистами говорил обо всем, кроме отношений с Ираком.
Именно 9 ноября 2012 г А.Дюков сообщил, что:
- Газпром нефть может принять участие в аукционах на Лодочное, Имилорское и месторождение им Шпильмана
- Газпром нефть может начнет бурение на шельфе, если власти Экваториальной Гвинеи расширят границы работы Газпром нефти на шельфе страны.
- Поговорил о перспективах эксплуатации участков Баженовской свиты и тд.
Конечно, неудачи на шельфе Экваториальной Гвинеи печалят.
Перспективы добычи сланцевой нефти в России обсуждать крайне интересно.
Но, почему А.Дюков не отреагировал на весточку из Ирака? Непонятно.