Интрига в том, что ЛУКОЙЛ идет туда без Statoil, с которой, вероятно, не договорился.
Ранее, В. Алекперов сообщал, что ЛУКОЙЛ намерен участвовать в тендерах по разработке месторождений углеводородов в Норвегии совместно с Statoil.
Возможно, ЛУКОЙЛ отказался от сотрудничества с Statoil, из этических соображений, после консервации проекта освоения Штомановского ГКМ, а , возможно, Statoil, решила сконцентрироваться на работе с Роснефтью.
В итоге, ЛУКОЙЛ сообщил, что участвовать в тендере весной 2013 г будет совместно с Det Norske, North Energy и Lundin Petroleum.
Любопытна процедура определения участков для выставления на тендер.
Прежде всего, министерство нефти и энергетики Норвегии квалифицирует компанию для работ на норвежском континентальном шельфе в качестве оператора.
ЛУКОЙЛ благополучно прошел этот этап в августе 2011 г, показав надлежащие данные по обеспечением безопасности нефтегазового производства.
Затем компании выбирают участки на шельфе Норвегии, которые хотели бы разрабатывать.
Затем правительство выбирает наиболее популярные участки, согласовывает их с ведомствами рыболовства и окружающей среды, выносит на общественные слушания и выставляет на тендер.
Благодаря отработанной процедуре, из выбранных компаниями 228 блоков на 22 -м тендерном раунде к разработке будет оставлено 86 участков: 14 — в Норвежском море и 72 — в Баренцевом.
Заявки на участие принимаются до 4 декабря 2012 г.
ЛУКОЙЛ серьезно нацелился на шельфовые месторождения Норвегии, открыв 6 мая 2012 г операционный офис ЛУКОЙЛ Оверсиз в г Осло.
Несмотря на пессимистические прогнозы норвежских ученых, ЛУКОЙЛ, вероятно, более доверяет российским исследователям арктического шельфа.
ЛУКОЙЛ будет участвовать в 2014-2015 г и в 23-м тендерном раунде на участках разграниченной Россией и Норвегией в 2010 г "серой зоны".
Норвежская часть "серой зоны" омывается водами Гольфстрима , находится ближе к берегу, поэтому более мелководная, что повышает общую эффективность разработки перспективных месторождений.
Итак, кто они - эти партнеры ЛУКОЙЛа?
Более известна в России шведская Lundin Petroleum, созданная в 2001 г.
EBITDA компании в 2011 г составила 729 млн долл США, общие активы — 2,7 млрд долл США, запасы нефти — 28 млн т.
В 2007 Lundin Petroleum наделала шуму в британских СМИ. На эксплуатируемой компанией морской платформе случился пожар.
Lundin Petroleum с долей 60% является оператором крупнейшего месторождения Avaldsnes на шельфе Норвегии, которое разрабатывается совместно с Statoil.
В 2006 г Lundin Petroleum за 700 млн долл США приобрела канадскую Valkyries Petroleum Corp, которой принадлежало 50% месторождения Сочемью в Республике Коми, 51% Каспийского месторождения в Калмыкии и 50% месторождения Ашировское в Оренбургской области и 70% разведывательных мощностей на Лаганском месторождении , расположенном в российском секторе Каспийского моря.
Опыт работы с российскими чиновниками имеется.
В 2007 г Печоранефтегаз и Речер-Коми, которыми в то время владели Lundin Petroleum и Arawak Energy, попали "на карандаш" активному О.Митволю, тогда чиновнику Росприроднадзора.
Вероятно, именно тогда компания пригласила в проект по Коми компанию Gunvor Г.Тимченко.
В 2010 г Lundin Petroleum в связи с проблемами на Каспии опять пригласила компанию Gunvor поучаствовать в проекте, уже Лаганском.
В марте 2011 г глава Lundin Petroleum Э. Хеппеншталь сообщил, что бизнес компании в Норвегии и Юго-Восточной Азии активно развивается и Россия становится менее важной его частью.
Det Norske — занимает 2-е место по объемам ГРР на норвежском шельфе, имея 67 лицензий на разработку участков в Баренцевом, Северном, Норвежском морях. Говорить о больших объемах добычи пока не приходится.В 1-м полугодии 2012 г добыча нефти составила 27,5 тыс т.
Det Norske и North Energy владеют по 20%-й доле лицензии на разработку месторождения Норварг, оператором которого является Total.