Министр энергетики Турции заявил на пресс-конференции в 13 июля 2012 г, что «Турция начала импортировать из иракского Курдистана от 5 до 10 автоцистерн/день сырой нефти, и это количество увеличится от 100 до 200 автоцистерн/день сырой нефти».
Ирак поставляет, например, в Иорданию порядка 6000 барр/день сырой нефти автотранспортом, поэтому обеспечить отгрузки нефти автотранспортом в Турцию реально.
Хотя, объемы экспорта Ирака в 2 120 тыс барр/сутки, осуществляемые танкерными поставками морем из п Басры, не позволят автомобильным поставкам существенно влиять на иракский экспорт нефти.
Тем не менее, реакция арабского центра Ирака – болезненная.
Добавьте к этому периодические вторжения войск Турции в Северный Ирак под предлогом борьбы с терроризмом, в частности, с сепаратистами из Курдской рабочей партии, которые иногда не прочь взорвать трубопровод Киркук – Джейхан, по которому, кстати, в Турцию транспортируется 387 тыс барр/сутки.
Хотя поводов, чтобы «поиграть мышцами» Турции в Северном Курдистане, достаточно, например, с целью «защиты» проживающих в районе г Киркука этнических туркмен.
Ранее пресс-секретарь Ирака A. al-Dabbagh заявлял в пресс-релизе, что «Совет Министров Ирака рассматривает экспорт нефти Курдистанским региональным правительством (КРП) в Турцию, как незаконный, и Турция не должна это позволять».
Более жестко заявил S. al-Moussawi, депутат от парламентской фракции H. al-Shahristani, «Курдистан, в сотрудничестве с ExxonMobil, осуществляет контрабанду нефти в страны дальнего зарубежья, включая Турцию и Иран без согласования с правительством, и это посягательство на конституцию и законы ».
«Ястребиная» позиция H. al-Shahristani известна давно, несмотря на то, что некоторые чиновники, например, вице-премьер Ирака по экономике R. Shaways занимает более мягкую позицию.
ExxonMobil центральное правительство Ирака не «любит», после обнародования контрактов компании на разведку и добычу нефти и газ напрямую с КРП.
Теперь о сотрудничестве с КРП заявила целая страна.
Любопытно, что Турция, буквально балансируя на «грани», пытается сохранить контакты с арабским центральным правительством Ирака и укрепить сотрудничество с курдским КРП.
И этот процесс набирает силу.
Если это Турции удастся, то это будет одним из основных «окон возможностей» для инвестиций, как в северный, так и южный Ирак.
Напомним, что в южном Ираке уверенно чувствует себя Shell, которая уже в августе 2012 г начнет поставки газа из утилизированного ПНГ с южных месторождений Ирака.