Глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и премьер-министр Таджикистана Акил Акилов обсудили вопросы, касающиеся строительства газопровода через Афганистан.
Обсуждение проходило в рамках заседания Совета глав правительств СНГ, состоявшего в Ашхабаде.
В начале беседы А. Акилов подчеркнул актуальность выдвинутых Туркменистаном международных инициатив, в том числе, относительно создания Межрегионального энергетического диалога под эгидой ООН, призванного сформировать международно-правовую основу в области обеспечения надежного и стабильного транзита энергоносителей на международные рынки.
Это один из основных факторов в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Это понравилось Туркменистану.
Строительство газопроводов - важный инструмент энергетической дипломатии.
Это подчеркивалось, в тч на ММЭФ-2012 ТЭК России в 21 веке.
Туркменистан в последние годы последовательно развивает стратегию независимости транзита газа, участвуя в обсуждении строительства Транскаспийского газопровода, развивает газовую интеграцию с Ираном.
Является "локомотивом" строительства газопровода ТАПИ.
Проекты будут иметь огромное значение не только для Туркмении и Таджикистана, но и для всего региона в целом.
Вопрос о поставках газа для Таджикистана достаточно актуальный и попытки его разрешения предпринимались не раз.
Таджикистан развивает собственную газовую промышленность, но показависит от импорта газа.
В начале 2012 г таджикские власти договорились с Туркменистаном о поставке туркменского газа.
Договоренность предполагала транзит газа через территорию Узбекистана.
Но в Ташкенте заявили, что "в связи с функционированием туркменской и узбекской газопроводной системы отдельно друг от друга, транзит туркменского газа через территорию Узбекистана не представляется возможным".
Это немножко непонятно, потому что газопроводная система из Туркменистана в Китай проходит через Узбекистан и Казахстан.
Более того, Узтрансгаз поставляет газ в Таджикистан, но весьма не стабильно.
Энергетическая безопасность предполагает компромиссы в мировой энергетической политике и дипломатии.
Тогда, видимо, пришло время афганского участка газопровода ТАПИ, от которого и будет ,вероятно, сделан отвод в сторону Таджикистана.
Активизация отношений Туркменистана и Таджикистана подразумевает не только газотранспортное сотрудничество.
В апреле 2012 г на встрече президента Таджикистана Э. Рахмона с постоянным представителем Азиатского банка развития (АБР) Д. Токеши обсуждали региональные проекты по строительству железных дорог, в частности проект дороги, которая должна соединить Таджикистан с Туркменией, проект газопровода и линии электропередачи.
Мудрый Г. Бердымухамедов на встрече глав правительств СНГ поддержал также предложение Д. Медведева обсудить вопросы безопасности энергопоставок, с которыми он выступил на саммите глав правительств.
Кроме того, на встрече глав правительств СНГ был подписан протокол о поправках в договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств СНГ, который должен создать необходимые правовые условия для повышения эффективности общего электроэнергетического рынка СНГ, расширения торговли электроэнергией и повышения надежности энергоснабжения на пространстве СНГ.