Время пришло. А.Миллер дал интервью газете Süddeutsche Zeitung (Германия).
В 2011 году Газпром вел «сражения» на многих «фронтах».
ЕС и 3-й энергопакет, Южный поток и иностранные его участники, Турция и Южный поток, запуск Северного потока, Китай и газ, Беларусь и Белтансгаз, Украина и ГТС, Украина и потребляемый ею газ.
Добавьте к этому работы на российских проектах газодобычи на Штокманском месторождении, на шельфе Сахалина, участие в проекте Ямал СПГ.
Работы было много.
Успехи чередовались неудачами.
Продвинуться Газпрому по 3-му энергопакету не удалось, несмотря на мощные «залпы».
Однако после начала эксплуатации Северного потока, решения всех предварительных задач по Южному потоку и поглощению Белтрансгаза, Газпром стал практически непобедим.
Очевидно, что теперь Газпром может транспортировать газ по трубопроводу на дне Балтийского моря, по суше через по ГТС Белтрансгаза, и вскоре по трубопроводу, прокладываемому по дну Черного моря.
Вероятно, этим объясняется уверенный тон А.Миллера и его жесткие заявления в интервью газете Süddeutsche Zeitung.
Сравнение еврозоны с терпящим бедствие кораблем Коста Конкордия, это сильно, а в интервью высокопоставленного чиновника, даже слишком сильно.
Впервые за многие годы Россия забеспокоилась о ситуации с Европой, а не наоборот, как это всегда бывало.
Даже, только ради этого стоило опубликовать это интервью.
Но в интервью А.Миллер сделал даже больше.
Он объяснил, что переговоры политиков - это хорошо, однако, бизнес в лице российского Газпрома уже договаривается с немецким бизнесом напрямую.
Например, на региональном рынке конечных потребителей, где Газпром прикупил энергетическое подразделение небольшой гессенской фирмы Envacom Service GmbH.
К «лирическому отступлению» по неэффективности сланцевого газа мы относимся с пониманием, потому что известно о том, что Газпром внимательно изучает проблему добычи такого газа. Да, проблема структуры сланцев есть, но остановить прогресс невозможно. Значит, придумают технологию добычи сланцевого газа и в «глинистых» сланцах.
Но и у Газпрома есть своя «ахиллесова пята» - это Украина, вернее ее желание снизить потребление российского газа практически наполовину. Хроника конфликта известна.
Но даже в этом случае, Газпром «удержится на плаву», если удастся договориться с ЕС об увеличении поставок российского газа.
Поэтому и активизировался Газпром, в надежде договориться, вернее, вынудить ЕС согласиться на углубление сотрудничества с Газпромом.
Украина также проживет.
Во – первых, имея мощный Углепром, Украина реально может повысить эффективность использования энергетического угля.
Во- вторых, ей помогут: Норвегия, Азербайджан, Центральная Азия, и др.
А что будет с флотом, вот это будет точно политический вопрос.