Верховный комиссар ЕС по энергетике Г. Эттингер заявил о достижении соглашения между странами ЕС относительно введения эмбарго на импорт нефти из Ирана.
Причной запрета стали сведения, содержащиеся в опубликованном в октябре докладе МАГАТЭ об иранской ядерной программе. Также Эттингер выразил надежду, что инициатива ЕС будет поддержана не только странами ЕС, но и другими крупными импортерами иранской нефти, в первую очередь США и Россией.
Как отмечают эксперты, такое развитие событий маловероятно, поскольку после сокращения поставок из Ливии и введения санкций в отношении Сирии зависимость целого ряда стран от топлива из Тегерана резко возросла.
Введение эмбарго окончательно может быть введено только в случае дальнейшего ухудшения отношений между Ираном и Евросоюзом, считают специалисты.
В ответ на это сообщение, министр нефти Ирана Р. Касеми, прибывший в Доху на 20-й Конгресс Всемирного нефтяного совета, заявил, что не обеспокоен этими разговорами и угрозами.
И это понятно. Во-первых, как сообщал 7 сентября гендиректор Иранской Национальной Нефтяной Компании (ИННК) А.Калебани, запасы нефти в хранилищах на нефтяных терминалах Ирана в последние годы снизились до минимума.
Из-за этого Иран вынужден отклонять предложения иностранных компаний об импорте иранской нефти – внутренние бы потребности обеспечить.
Во-вторых сам Р. Касеми отметил, что на предстоящем заседании ОПЕК будет рассматриваться вопрос о снижении добычи нефти в Саудовской Аравии, с учетом чего следует задаться вопросом, должны ли арабские страны-члены ОПЕК сократить производство нефти, при том что Ливия наращивает свое производство.
Следует напомнить также, что Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт под предлогом сокращения добычи нефти в Ливии в одностороннем порядке увеличили производство нефти.
На данный момент Ливия наращивает производство, и в этой связи трем перечисленным странам следует вернуться на прежний уровень добычи.
В-третьих, по данным Агентства природных ресурсов и энергетики Японии, в октябре этого года Иран занял 4-е место среди основных экспортеров нефти в Японию.
В указанном месяце Иран экспортировал в среднем по 262 тыс барр/сут сырой нефти в Японию, которая является крупнейшим потребителем нефти в мире, занимая 3-е место после США и Китая.
При этом с 1-ого по 3-е места по объему поставок занимали Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар.
Наконец, Иран делает ставку на разработку нефтяных и газовых месторождений, которые принадлежат только Ирану при участии частного сектора.
По словам А. Калебани, в ИННК приветствуется разработка принадлежащих Ирану месторождений при наличии источников финансирования или в случае подписания контрактов на условиях buy-back. В этой связи будут рассматриваться любые предложения.
Сегодня, 7 декабря 2011 года, например, ведутся переговоры с нефтегазовой компанией Резави по поводу разработки месторождения Тус, расположенного на северо-западе страны.
А. Калебани затронул вопрос об участии отечественных банков в проектах нефтяной промышленности и сказал, что они могут, имея в своем распоряжении народные капиталы, обеспечить финансирование нефтегазовых проектов за счет внутренних источников.