19-23 сентября в Лотте отеле проходила Неделя газа, нефтехимии и нефтепереработки, организованная компанией EPC (название компании удачное, но не путайте с EPC контрактами).
22 сентября 2011 года в рамках Недели прошла встреча с коммерческим директором по лицензированию в нефтепереработке и нефтехимии Shell Global Solutions Дейвом Кларком и вице-президентом по технологиям переработки компании KBR Technologies Дугом Келли.
Встреча была рабочая - для узкого круга журналистов, специализирующихся на индустриальных темах нефтепереработки и нефтехимии, в том числе очистки тяжелых фракций и гидрокрекинга деасфальтизата. Мы признательны KBR и Shell, что работа Neftegaz.RU в этой области была оценена, и мы были в числе приглашенных.
Формат встречи.
Кроме вышеупомянутых представителей компаний, на встрече была Мэри Кнотт из KBR, 2 представителя фирмы организатора, милый переводчик, и мы - 4 журналиста.
Цель встречи.
На встрече было организовано активное обсуждение преимуществ лицензионных технологий KBR - облагораживания тяжелых остатков и технологий Shell Global Solutions - гидрокрекинга деасфальтизата при внедрении на НПЗ.
Обе технологии представил бравый и энергичный Дэйв Кларк, а немного смущавшийся Д.Келли грамотно помогал ему.
Doug, don’t worry, рентабельность процесса ROSE (Residium Oil Supercritical Extraction), предназначенного для очистки тяжелых нефтяных фракций от асфальтенов и смол, известна давно.
Технология основана на использовании процесса сверхкритической флюидной экстракции.
На прямой вопрос Neftegaz.RU о преимуществах технологии ROSE компании KBR Дуг Келли бодро ответил, что, упрощенно говоря, это, во-первых, экономия электроэнергии, а во – вторых, больший выход продукта, естественно в сравнении с другими технологиями.
Мы с этим согласны, хотя нельзя сказать, что сама технология уникальна. В Великобритании, Италии, Франции, Японии процесс деасфальтизации представлен такими модификациями, как DEMEX, LEDA, Solvahl и некоторыми другими.
В России конкуренцию альянсу KBR и Shell Global Solutions может составить компания UOP, входящая в HONEYWELL.
Не нужно быть великим технологом, чтобы понять, что технология ROSE прекрасно встраивается в техпроцесс переработки нефти перед технологией гидрокрекинга деасфальтизата. Партнерство с KBR позволяет Shell Global Solution предложить Заказчику портфель комплексных технологических решений, адаптированных под конкретные нужды.
Именно на этот факт обратил внимание Д. Кларк в своем сообщении.
С его слов, важным является именно комплексный подход.
База технологий серы компании Shell содержит технологии от тщательно отобранных ведущих компаний, предназначенные для управления серой в различных формах, включая серу в сырье, серу в продукции, сероводород,SO2, меркаптаны и твердую серу.
Не преминув воспользоваться модным нынче словом «вызов», он отметил, что Shell поможет Заказчику ответить на вызовы современности, в том числе обеспечит соблюдение государственных норм и стандартов, управление выбросами в атмосферу.
Д.Кларк «скромно» заметил, «Shell предлагает будущее». Неплохой слоган, не правда?
Также он сообщил, что Shell Global Solution « знает, что делает проект успешным, знает, как формализовать проект».
Общаться с ним было интересно, потому что речь шла о технологиях и производстве.
Общение с российскими компаниями на любом уровне обычно сводится к понятно-политически – экономическим вопросам.
Shell Global Solution - это как громадный научно - исследовательский институт, где полигоном для внедрения новых технологий является весь мир.
Shell Global Solution является эффективными EPC контрактором, используя свои новые технологии и лицензионные соглашения с передовыми технологиями других компаний.
На вопрос Neftegaz.RU о целях партнерства именно с KBR, Д.Кларк уверенно ответил, что обе компании имеют общие цели, близкие бизнес – процессы. «Мы очень близки, но дополняем друг друга», - добавил он. Shell более сильна в оперативном управлении, KBR – в инжиниринге.
Чем может быть полезен опыт Shell в России?
Д.Кларк необидно заметил о недостатках нефтепереработки в России.
С его слов, у нас «много высокообразованных людей, которые могут внести значительный вклад в проекты». Однако, часто трудным является зафиксировать результат.
Мы душевно обсудили схожесть русской и западной поговорки на эту тему.
«У 7-ми нянек – дитя без глаза» и «Когда много поваров – бульон плохой».
То есть атмосфера на встрече была довольно свободная.
Здесь Д.Кларк подчеркнул сильную сторону Shell - фиксировать цель, составить план работ и , безусловно, его выполнить. Изменения не допускаются, только разве что в случае вопросов безопасности труда. Это, как сказал Д.Кларк – главный приоритет компании.
И это правда, мы помним, как быстро и эффективно Shell ликвидировала аварию в Северном море.
В беседе нам однажды случайно удалось смутить Д.Кларка.
На вопрос Neftegaz.RU о неучастии Shell Global Solution в тендере на поставку установки гидрокрекинга в ТАИФ (Татарстан), Д.Кларк стал пространно говорить, что Shell помогла советами участникам, что там еще вопрос не решен, что много политических причин.
Действительно, в январе 2011 года была анонсирована сделка UOPа с Таифом, но до сих пор к реализации проекта не приступили.
Как тут не вспомнить слова Д.Кларка о необходимости фиксировать цель, и строго придерживаться согласованного плана.
Вернемся к технологиям.
На вопрос Neftegaz.RU о возможности удлинения техпроцесса сероочистки, то есть коммерческого использования серы, Д.Кларк пояснил, что при использовании технологий Shell серы получается много, коммерчески много. В качестве примера он привел работу Shell в Канадской Альберте, где, несмотря на тяжелые условия нефтедобычи (пески), удается не просто проводить сероочистку, но и использовать для реализации удобрений в Китай. Также серу в Канаде используют для улучшения дорожного покрытия.