Лондон, 12 июл - ИА Neftegaz.RU. Спрос на нефть может снизится в ближайшие 10-15 лет, однако она все еще будет играть значительную роль в мировой энергетической системе.
Энергетический прогнозе BP: BP Energy Outlook-24 10 июля 2024 г. анонсировал С. Дейл, главный экономист bp.
По сравнению с Обзором, к примеру, 2020 г., мало что поменялось:
- роль ископаемого (фоссильного) топлива понизится;
- это компенсируется увеличением доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ростом роли электроэнергии.
Если 4 года назад было 3 сценария, то в 2024 г. - только 2.
Сценарии Текущая траектория и Чистый ноль служат для изучения скорости и формы перехода к энергетике до 2050 г. и для содействия формированию стратегии устойчивого развития для bp:
- Текущая траектория - призвана отразить широкий путь, по которому в настоящее время движется глобальная энергетическая система;
- Net Zero исследует, как могут измениться различные элементы энергетической системы, чтобы добиться существенного сокращения выбросов углекислого газа.
- быстрый рост энергии ветра и солнца;
- снижение значимости ископаемого топлива,
- тенденции, которые в большей степени зависят от темпов переходного периода, включая использование биотоплива и низкоуглеродистого водорода.
Спрос на нефть
Для сохранения роли нефти придется вкладываться в развитие технологий по ее добыче.
Уменьшение спроса на нефть в первую очередь будет связано с:
- повышением эффективности автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания (ДВС),
- увеличением электрификации транспорта.
Спрос на природный газ в течение следующих 25 лет может увеличиться или уменьшиться в зависимости от скорости энергетического перехода.
Потребление природного газа растет в развивающихся экономиках, но быстрый энергетический переход может привести к уменьшению спроса на природный газ в пользу энергии с низким содержанием углеродного следа.
Глобальный спрос
Глобальный спрос на энергию продолжал расти в среднем примерно на 1% в год с 2019 по 2023 гг., что ниже среднего темпа роста в 2% за 10 лет до 2019 г.
Спрос на нефть рос ежегодно в среднем на примерно 0,5 млн барр./сутки, главным образом из-за увеличения потребления в развивающихся экономиках и роста потребности в нефтехимическом сырье.
В развитых экономиках использование нефти продолжало снижаться на протяжении большей части последних 2х десятилетий.
В 2022 г. спрос на нефть в развитых экономиках был примерно на 2 млн барр./сутки ниже, чем до пандемии COVID-19, и на 5,5 млн барр. /сутки (около 10%) ниже исторического пика в 2005 г.
Инвестиции в добычу нефти и газа в 2023 г. составили 550 млрд долл. США, производство при этом выросло, хотя инвестиции оказались ниже пикового уровня начала 2010х uг.
Растущий спрос на природный газ в стремительно развивающихся азиатских странах и проблемы с поставками из России в Европу увеличили значение сжиженного природного газа (СПГ) на мировых газовых рынках.
Спрос на СПГ за последние 5 лет вырос в 8 раз быстрее, чем общее потребление природного газа.
Выбросы в атмосферу
Выбросы углерода продолжали возрастать на 0,8%/год с 2019 по 2023 г.
Эксперты предупреждают, что при сохранении данного уровня выбросов углеродный бюджет, соответствующий вероятности ограничения среднего глобального потепления до 2℃, будет исчерпан к началу 2040 гг., согласно оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
Исследования показывают, что инвестиции в низкоуглеродную энергетику росли на 50% с 2019 г. и составили около 1,9 трлн долл. США в 2023 г, сосредоточившись в основном в развитых экономиках и Китае.
Основная часть этих инвестиций направлена в ВИЭ, причем производство ветровой и солнечной энергии выросло почти в 2 раза с 2019 по 2023 г.
Однако рост энергии из низкоуглеродных источников оказался недостаточным для удовлетворения растущего мирового спроса на энергию, и использование ископаемого топлива продолжало увеличиваться.
Потребление ископаемого топлива достигло нового максимума в 2023 г., главным образом из-за роста спроса на нефть.
Эксперты считают, что чем дольше откладывается решительное сокращение выбросов на устойчивой основе, тем больше риск дорогостоящей корректировки в будущем.
Амбиции и поддержка энергетического перехода увеличились, однако требуются дальнейшие глобальные политические действия для достижения пути, согласующегося с Парижским климатическим соглашением.
Впрочем, И. Сечин в своих эпохальных докладах уже легко развенчал светлые идеи любителей энергоперехода:
- в 2021 г. - в г. Вероне предупреждал приверженцев декарбонизации о том, что они не учитывают еще ряд факторов, препятствующих воплощению их идей;
- в 2022 г. - на ПМЭФ поведал о крахе мирового энергоперехода, напомнив об угольном ренессансе;
- в 2023 г. - на India Energy Week 2023 напомнил о совершаемом Европой энергетическом самоубийстве.
Автор: А. Шевченко