USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

4 мин
413

Дания усиливает контроль над теневым флотом в своих водах

Контроль будет особенно усилен в районе Скаген-Ред - ключевой стоянки на входе в Балтийские проливы со стороны Северного моря.

Дания усиливает контроль над теневым флотом в своих водах

Москва, 6 окт - ИА Neftegaz.RU. Дания намерена усилить экологический контроль за судами, проходящими через ее территориальные воды, в том числе за нефтеналивными танкерами, входящими в так называемый «теневой флот», который продолжает перевозить нефть, попавшую под санкции.
Об этом сообщило Министерство окружающей среды и гендерного равенства Дании.

По данным ведомства, решение принято в ответ на рост активности старых судов, курсирующих через датские проливы. Эти суда, по мнению властей, представляют повышенный риск для морской экосистемы.

«Мы знаем, что через датские воды проходит значительный объем трафика, состоящий из старых танкеров. Они представляют особую опасность для нашей морской среды. Поэтому мы ужесточаем контроль, чтобы эффективнее противостоять нарушениям и усилить меры против так называемого российского теневого флота», - заявил министр окружающей среды и гендерного равенства М. Хеунике.

Контроль будет особенно усилен в районе Скаген-Ред - ключевой стоянки на входе в Балтийские проливы со стороны Северного моря.

В рамках инициативы Датское морское управление совместно с Агентством по охране окружающей среды начнут проводить дополнительные экологические инспекции судов. Проверки будут направлены на соблюдение норм в следующих областях:
  • управление отходами и наличие сертификатов на их утилизацию;
  • контроль за балластными водами (для предотвращения распространения инвазивных видов);
  • анализ сбросов из скрубберов, используемых для очистки выхлопных газов;
  • соответствие судового топлива экологическим стандартам.
По данным Европейской комиссии, в настоящее время в санкционном списке ЕС находится около 444 судов, подпадающих под ограничения.

Усиление контроля в Дании стало частью общеевропейской стратегии по мониторингу перевозок нефти в обход санкций и снижению экологических рисков, связанных с эксплуатацией устаревших танкеров.

Напомним, что когда в 2023 г. ЕС предлагал Дании проверять и, возможно, блокировать танкеры теневого флота, проходящие транзитом через Датские проливы, королевство вежливо отказалось, сославшись на ограниченные возможности для проверок российских танкеров в рамках санкций ЕС. Но в 2024 г. Дания решила все-таки включиться в борьбу с теневым флотом - правительство Дании начало думать о способах ограничить движение теневого флота.

В начале февраля 2025 г. Датское морское управление (DMA) заявило об усилении контроля за танкерами в районе Скагенских проливов, а издание Politico со ссылкой на источники сообщило, что руководство ЕС разрабатывает юридические основания для массовых задержаний танкеров теневого флота, используемых Россией для перевозки нефти по Балтийскому морю.

Что может пойти не так?

Странам ЕС уже давно не дают покоя потоки танкеров с российской нефтью, проходящие через Балтийское море. Поводом для обвинений являются:
  • угрозы экологии, которые власти этих стран связывают с изношенностью судов теневого флота,
  • повреждения морской инфраструктуры (электрических кабелей и газопроводов), в которых также обвиняются связываемые с Россией суда (то, что обрывы морских кабелей - дело обычное (мире в происходит около 200 инцидентов/год), в нагнетаемой волне антироссийских настроений не упоминается).
Эксперты и юристы по морскому праву предупреждают, что попытки задержания танкеров довольно опасны из-за ответных юридических мер со стороны России, высоких финансовых трат, обременительной логистики.

Использование национальных законов для ареста судов будет рискованной инициативой, поскольку открывает широкие возможности для оспаривания этих действий в судах и выплатах на десятки миллионов. Серьезными могут быть и политические последствия, поскольку ставит под вопрос о незыблемости принципа свободы судоходства в соответствии с международным правом.

МИД РФ ранее не раз напоминал, что порядок прохода судов через Датские проливы регламентируется Копенгагенским трактатом 1857 г., кроме того, существуют положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии которыми все суда имеют право на беспрепятственный и безопасный проход через проливы Балтийского моря. Внешнеполитическое ведомство предупредило, что Россия даст жесткий ответ на любые помехи проходу ее судов через Балтийское море, не уточняя, каким именно будет этот ответ.

Что такое «теневой флот» России

Так называемый «теневой флот» России - это совокупность судов, в основном нефтяных танкеров, которые используются для обхода международных санкций и продолжения экспорта российской нефти и нефтепродуктов. Такие суда, как правило:
  • имеют непрозрачную структуру собственности,
  • часто меняют флаг (в т.ч. на офшорные юрисдикции),
  • работают без страховки от крупных западных компаний,
  • иногда отключают системы автоматической идентификации (AIS), что делает их передвижения труднее отслеживаемыми.
По данным аналитического агентства S&P Global Market Intelligence, к 2025 г. в теневом флоте России насчитывается около 590 танкеров, что составляет примерно 10% от мирового флота судов подобного класса. Это суда, активно задействованные в перевозке российской нефти и нефтепродуктов после введения западных ограничений. Если учитывать все суда, которые так или иначе участвуют в обходе санкций (например, совершают перегрузки в открытом море или следуют под «удобными» флагами), общий объем флота достигает 1,2-1,4 тыс. судов.

По оценкам агентства Dryad Global и морской платформы Safety4Sea, средний возраст таких танкеров превышает 20–25 лет, что заметно выше среднемирового показателя (около 13 лет). Многие из них ранее принадлежали европейским или американским компаниям, но были проданы после начала санкционного давления - об этом в начале 2025 г. сообщали The Guardian, Politico и Le Monde.

Рост теневого флота напрямую связан с введением ценового потолка на российскую нефть, а также ограничениями на страхование и фрахт. Используя старые суда и непрозрачные схемы, российские экспортеры смогли сохранить значительную часть морских поставок нефти, особенно в направлении Азии - в Индию, Китай и Турцию. Таким образом, Россия сегодня располагает одним из крупнейших теневых флотов в мире, обеспечивающим до третьей части всех ее морских поставок нефти.

Подпишитесь

Голосование по теме

Ждете новых захватов танкеров странами ЕС? 

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram