Об этом свидетельствуют данные Автоматической идентификационной системы (АИС) судов.
Еще 7 сентября танкер был вынужден прекратить движение в акватории Восточно-Сибирского моря. Причиной остановки стали ледовые поля, которые до сих пор сохраняются на этом отрезке СМП и существенно осложняют навигацию в текущем сезоне.
Согласно данным систем слежения, 275-метровый танкер, не имеющий ледового класса, был вынужден маневрировать, приблизиться к береговой линии и продолжить движение по кромке открытой воды. Путь судну прокладывает атомный ледокол «50 лет Победы», обеспечивая проводку даже на прибрежных участках.
За последние 5 дней танкеру удалось преодолеть всего 153 мили. В связи с этим сроки доставки груза в китайский порт были сдвинуты с 27 сентября на 2 октября.
Ранее, 29 августа, в этом же районе возникли сложности у танкера - газовоза Arctic Metagaz, который перевозил сжиженный природный газ (СПГ) с проекта Арктик СПГ-2, находящегося под санкциями. Судно маневрировало в этом районе не менее 1 недели. Его текущее местоположение неизвестно, но, предположительно, он мог пройти участок при помощи ледокола «Сибирь» или следует теперь вместе с ледоколом «50 лет Победы».
Leo и Arctic Metagaz стали единственными известными судами без ледового класса, чье движение было серьезно нарушено ледовой обстановкой в этом навигационном сезоне. Другие танкеры, в т.ч. обслуживающие проект Ямал СПГ, также следуют вдоль берега в Восточно-Сибирском море, но придерживаются графика. Предположительно, в этом районе формируются торосы, представляющие опасность даже для судов с высоким ледовым классом. Однако более вероятным является приближение к берегу кромки ледового поля в Айонском ледовом массиве Восточно-Сибирского моря. Северные ветра активны у острова Айон в период летней навигации по СМП.
Оба судна, находящиеся под санкциями США и ЕС, отправились по Севморпути самостоятельно, без предварительного заказа ледокольной проводки. Вероятно, фрахтователи стремились избежать дополнительных расходов. По расчетам Главсевморпути, стоимость проводки танкера Leo через одну из семи зон СМП могла бы составить для заказчика почти 500 тыс. долл. США.
Северный морской путь позволяет почти в 2 раза сократить время доставки энергоресурсов из России в Азию, однако российские компании испытывают дефицит судов ледового класса.
На прошедшем Восточном экономическом форуме заместитель председателя правления НОВАТКа Е. Амбросов отметил:
- санкционные ограничения не позволили получить суда необходимого ледового класса, построенные на южнокорейской верфи;
- в транспортную стратегию проекта Арктик СПГ-2 был заложен переход к круглогодичной навигации в восточном секторе СМП.
Россия заказала 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 для Ямал СПГ. Строительство танкеров-газовозов этой серии началось на верфи Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME) в 2015 г. Головное судно - Кристоф де Маржери - был введен в эксплуатацию в 2017 г. Такие танкеры-газовозы имеют ледопроходимость 2,1 м и в летний период могут преодолевать ледовую часть СМП без ледокольной проводки. Корейцы успели построить 5 танкеров-газовозов -Кристоф де Маржери, Борис Вилькицкий, Федор Литке, Эдуард Толль и Владимир Русанов. Остальные танкеры - газовозы из-за санкций корейцы не поставили.
Автор: А. Шевченко