Об этом сообщает журнал Der Spiegel со ссылкой на источники.
По данным Der Spiegel:
- решением главного таможенного управления ФРГ танкер 14 марта 2025 г. перешел в собственность германского государства;
- стоимость нефти оценивается примерно в 40 млн евро;
- прежде чем было принято решение о конфискации, прошли интенсивные переговоры между различными министерствами Германии о дальнейшей судьбе танкера, который с середины января дрейфовал у о. Рюген в Балтийском море.
В Der Spiegel также отмечают, что власти Германии, приняв решение о конфискации, посылает сигнал России о том, что правительство ФРГ не будет мириться с транзитом российской нефти в Балтийском море.
Власти ФРГ планируют безопасную перекачку нефти с танкера.
Отмечается, что министерство финансов Германии отказалось от комментариев, ссылаясь на таможенные меры и ситуацию в сфере политики безопасности.
Ранее Eventin был отбуксирован германскими судами к месту якорной стоянки вблизи порта г. Засниц на о.Рюген.
Танкер стоит там на рейде примерно в 5 км от берега.
10 января 2025 г. 3 германских судна - Bremen Fighter, VB Luca и VB Bremen - взяли на буксир танкер.
Согласно информации аварийно-спасательной службы Германии:
- на борту Eventin находится приблизительно 99 тыс. т нефти.
Танкер направлялся из российского порта Усть-Луга в египетский Порт-Саид, он должен был прибыть в пункт назначения 24 января 2025 г.
Причиной потери управления, по предварительным данным, стал отказ двигателя.
Теневой флот
После начала конфликта на Украине сотни нефтеналивных танкеров были выкуплены группой неизвестных трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить поставки нефти из России на рынке:- в октябре 2022 г. Bloomberg сообщал о том, что Россия в преддверии вступления в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго Евросоюза и начала работы механизма предельных цен, продвигаемого G7, начала создавать «теневой флот» танкеров для обеспечения поставок нефти покупателям в третьих странах;
- в декабре 2022 г. Financial Times со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar заявляла, что РФ собирает теневой флот для обхода ограничений (тогда в него входило приблизительно 100 устаревших танкеров);
- в конце января 2023 г. в материале The Economist число используемых танкеров под нефть из РФ оценивалось в 360 ед.;
- в марте 2023 г. CNN сообщал, что в теневой флот РФ поступает от 25 до 35 судов/мес.,
- всего, по данным издания, для перевозки российской нефти на тот момент использовалось около 600 танкеров (10% мирового рынка);
- в 2023 г. Trafigura оценивала теневой флот в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов;
- в феврале 2024 г. США ввели санкции против Совкомфлота и его танкеров, что привело к временному их простою;
- в апреле 2024 г. Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (The International Group of P&I Clubs), которая объединяет 12 страховых ассоциаций, обеспечивая, по ее собственной информации, покрытие 87% тоннажа, перевозимого океанскими судами, заявила, что потолок цен на российскую нефть, введенный странами Запада, не работает, и одной из причин этого является наличие у России теневого флота, который отвечает за транспортировку нефти;
- в августе 2024 г. Reuters со ссылкой данные трейдеров и грузоотправителей писал, что западные страховые компании тайно продолжают предоставлять покрытие для нефтеналивных танкеров, перевозящих российскую нефть, несмотря на опасения по поводу нарушения правил ценового потолка,
- упоминались страховые фирмы American Club, West of England и Gard из Норвегии.
- 54 танкера для перевозки нефти и нефтепродуктов;
- 4 танкера-газовоза для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).
Помимо этого, в санкционный список были включены компании Инвест Флот и Южный Флот, которые по данным Евросоюза связаны с СКФ Арктика.
Эти компании, в свою очередь, управляют танкерами, ранее принадлежавшими Совкомфлоту, а сейчас входящими в теневой флот и обеспечивающими экспорт нефти в обход механизма ограничения цен на нефть.