USD 103.4305

-0.52

EUR 109.0126

-1.47

Brent 74.35

-0.07

Природный газ 3.28

-0.01

3 мин
...

Ответ Чемберлену. В порту Усть-Луга запущен первый в России экспортный терминал по перевалке аммиака

В 2025 г. терминал Порт Фавор планирует обеспечить экспорт 1 млн т аммиака, в 2026 г. - 1,5 млн т.

Москва, 13 дек - ИА Neftegaz.RU. В порту Усть-Луга в Ленинградской области введена в эксплуатацию 1я очередь специализированного терминала Порт Фавор по перевалке аммиака.
Церемония запуска терминала и начала перевалки прошла 13 декабря 2024 г. при участии губернатора Ленинградской области А. Дрозденко и гендиректора компании Портовый альянс М. Кузнецова.

Порт Фавор

Терминал Порт Фавор позволяет принимать грузы аммиака, доставляемого в автоцистернах (в перспективе в вагонах-цистернах), и переваливать его на суда для дальнейшей отправки на экспорт.
Проект реализуется с соблюдением высочайших норм безопасности и экологичности.
Технология перевалки аммиака на терминале Порт Фавор представляет собой полностью закрытую линию, исключающую проливы жидкого аммиака и выбросы газа.
Используемая АСУ ТП позволяет контролировать давление, температуру, положение запорной и запорно-регулирующей арматуры и параметры работающего оборудования.

Проект реализуется в рамках подписанного на ПМЭФ-2019 меморандума между ЕвроХимом, Минпромторгом РФ и Ленобластью.
Документ предусматривал создание логистического хаба по перевалке сухих минеральных удобрений в морском порту Усть-Луга, но после 2022 г. в проект были добавлены наливные мощности для аммиака, а мощности по отгрузке сухих удобрений - удвоены.

Мощности терминала в настоящее время позволят обрабатывать 2,6 тыс. т/сутки аммиака, поставляемого автотранспортом.
С мая 2025 г. планируется начать прием грузов ж/д-транспортом, что позволит увеличить мощность в 1,5 раза.
В 2025 г. терминал планирует обеспечить экспорт 1 млн т аммиака, в 2026 г. - 1,5 млн т.
Кроме того, для терминала ведется проектирование аммиакопровода из Кингисеппского района, реализация проекта зависит от планов ЕвроХима по развитию карбамидного производства.

Терминал для отгрузки аммиака является частью более крупного проекта по экспортной отгрузке удобрений.
Параметры проекта:
  • мощность 7,0 млн т/год, в перспективе - 14 млн т/год,
  • дедвейт судов - до 120 тыс. т,
  • 3 причала длиной 725 м,
  • количество одновременно разгружаемых вагонов - 8,
  • вместимость склада - 510 тыс. т.
Запуск комплекса по перевалке сухих минеральных удобрений планируется весной 2026 г.
На данный момент общая готовность проекта составляет около 70%.

Ответ Чемберлену

Ранее терминалы по перевалке аммиака в России отсутствовали.
Экспортные отгрузки шли через порты стран Прибалтики, а также по аммиакопроводу Тольятти - Одесса.
Прокачку аммиака по нитке на Горловку Украина остановила в 2014 г., но до 24 февраля 2022 г. действовала нитка до порта Южный в Одессе, через который снабжался Одесский припортовый завод, а также шла отгрузка на танкеры.
После начала СВО Украина заблокировала и нитку до Одессы, попытки восстановления предпринимались в рамках «зерновой сделки», но достигнутые договоренности не были соблюдены Западом.
5 июня 2023 г. в районе с. Масютовка в Харьковской области аммиакопровод Тольятти - Одесса был взорван.

Это потребовало строительство терминалов по перевалке аммиака в российских портах.
В качестве потенциальных площадок для отгрузки аммиака и др. опасных химических грузов (метанола, аммиачной селитры и нитрата калия) были определены Усть-Луга, Тамань и Восточный.
Такой выбор обусловлен географией отгрузок - они должны идти на западное, южное и восточное направления покупателям из Южной Америки, Африки, Турции и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В порту Тамань терминал строит Тольяттиазот, в порту Восточный - будут располагаться мощности Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ).
Но первым стартовал терминал Порт Фавор в Усть-Луге.

Тезисы от А. Дрозденко:
  • в России появился свой портовый терминал по перевалке аммиака,
  • это значит, что сегодня у российских компаний, которые производят аммиак, появилась уверенность в том, что мировые рынки будут открыты для поставок аммиака,
  • как говорили в прошлом, это наш ответ Чемберлену, это наш ответ санкциям,
  • Россия - одна из крупнейших экспортеров в мире по минеральным удобрениям,
  • невозможно сегодня говорить о продовольственной безопасности в мире без минеральных удобрений, а это тоже хорошие перспективы для развития экономики страны.

Тезисы от М. Кузнецова:
  • главная сложность была нормотворческая, аммиачных терминалов у нас в стране не было,
  • дефицит портовой мощности, существующий сегодня - главный ограничивающий фактор роста продаж российских удобрений на мировых рынках,
  • ввод в эксплуатацию специализированного терминала Порт Фавор снимает это ограничение.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram