Об этом 12 августа 2024 г. сообщила гонконгская газета South China Morning Post (SCMP) со ссылкой на собственные источники.
Китайское расследование
По данным SCMP:- власти Китая провели внутреннее расследование повреждения магистрального газопровода (МГП) Balticconnector в Балтийском море в октябре 2023 г. и недавно сообщили о результатах правительствам Эстонии и Финляндии,
- Китай признал, что газопровод повредило принадлежащее ему судно,
- как уверяет китайская сторона, это был несчастный случай, авария стала результатом сильного шторма.
Финляндия и Эстония все еще проводят совместное уголовное расследование, сосредоточенное на контейнеровозе NewNew Polar Bear, который на момент происшествия ходил под флагом Гонконга, его зарегистрированным владельцем является материковая китайская компания NewNew Shipping Line.
Национальное бюро расследований Финляндии (NBI) заявило, что окончательные выводы о том, что стояло за этими инцидентом (техническая неисправность, халатность, ошибка судовождения или преднамеренный акт), могут быть сделаны только после завершения всех необходимых следственных действий.
Власти 2 стран призвали Китай ответить на их срочные запросы о предоставлении информации о судне.
Минюст Китая, как утверждает SCMP, пока не ответил на подробные запросы Эстонии и Финляндии.
Что показало европейское расследование
Расследование, проводимое Финляндией и Эстонией показало, что судно протащило свой якорь по морскому дну, перерезав МГП Balticconnector, а также повредив 2 телекоммуникационных кабеля в ночь с 7 на 8 октября 2023 г.Финские следователи 24 октября заявили:
- на дне обнаружен волочащийся след шириной от 1,5 до 4 м, ведущий к месту повреждения газопровода,
- на расстоянии нескольких метров от места повреждения газопровода находился якорь, который, вероятно, оставил широкий след волочения и повредил газопровод,
- после того, как якорь был поднят, на нем были следы, указывающие на то, что он соприкасался с газопроводом.
Севморпуть или NewNew Polar Bear?
Главными подозреваемыми в повреждении МГП Balticconnector стали атомный контейнеровоз лихтеровоз-контейнеровоз Севморпуть и NewNew Polar Bear.8 октября 2023 г. Севморпуть проходил вблизи МГП Balticconnector, возвращаясь в порт Санкт-Петербург, чтобы подготовиться к 3му в 2023 г. субсидируемому каботажному рейсу по Северному морскому пути (СМП) для доставки грузов на Дальний Восток.
Росатом подозрения в причастности Севморпути к инциденту с МГП Balticconnector жестко отверг.
Якорь на ходу не вытравливался, каких-либо технологических инцидентов зафиксировано не было, подозрительных предметов, а также опасных действий других судов не наблюдалось.
Но погода, действительно, была штормовой, ветер - северо-западный 18-19 м/с, состояние поверхности моря - от 4 до 6 баллов.
NewNew Polar Bear также шел в порт Санкт-Петербург и 8 октября проходил в районе инцидента.
Hainan Yangpu NewNew Shipping в 2022 г. приняла решение об использовании СМП для развития сообщения с Россией, Polar Bear был одним из 5 судов, поставленных компанией на этот маршрут.
NewNew Polar Bear в Санкт-Петербурге принял очередной груз для нового рейса по СМП и отправился Тяньцзинь.
В ходе расследования Центральная криминальная полиция Финляндии указала на возможную причастность китайского судна NewNew Polar Bear к повреждению газопровода.
Последствия повреждения МГП Balticconnector
МГП Balticconnector является интерконнектором (газопровод с возможности прокачки газа в обоих направлениях) между ГТС Финляндии и Эстонии общей мощностью 2,6 млрд м3/год газа.Протяженность газопровода составляет 150 км, из которых 77 км проходит по дну Финского залива.
Падение давления в МГП Balticconnector операторы ГТС Эстонии и Финляндии Elering и Gasgrid Finland зафиксировали 8 октября 2023 г. около 02:00.
Операторы перекрыли подачу газа путем закрытия клапанов в МГП, утечка газа была остановлена.
Ремонт МГП Balticconnector был завершен 4 апреля 2024 г., а повторно введен в эксплуатацию газопровод был 22 апреля.
По данным Yle, ремонтные работы обошлись почти в 40 млн евро.
Инцидент с МГП Balticconnector имел ряд последствий:
- Эстония в течении зимнего периода 2023/2024 гг. не получала газ с регазификационных терминалов в Финляндии, что смягчило ситуацию с поставками газа для последней,
- у стран Балтии усилилась настороженность по отношению к Китаю, во многом из-за его тесных связей с Россией, и общее ухудшение отношений Китая с ЕС,
- усилило создаваемый на Западе негативный информационный фон вокруг СМП как логистического маршрута,
- подогрело антироссийские настроения стран Балтии, став очередным пробным камнем для потенциального перекрытия Балтийского моря для российских судов (на практике такой вариант пока реализовывать не пытаются),
- усилило озабоченность по поводу уязвимости морской инфраструктуры.